Каждый человек должен знать, что Иисус Христос есть Господь, Царь и Спаситель всех людей, «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано»; «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено»; «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».


Статьи кабинета

Священство Нового Завета, роль и место женщины в нем

Дорогие сестры, дорогие дру­зья! Мы продолжаем цикл лек­ций по тематике женского свя­щенства. Дальше-больше - мы усматриваем свою недоработку в том, что слишком запоздало публикуем материалы о закон­ных параметрах женского свя­щенства в Новом Завете. Дело вот в чем, просматривая сайт женского служения Российского Союза ЕХБ, мы нашли такое высказывание: «В Библии нигде не написано о женском священ­стве. Понимаете, есть вещи, которые, ну, не нужно нам, се­страм, делать. Девора была судьей, а не священником. Мариам только прославляла Бо­га. Нигде не сказано, что Ли­дия стала священником церк­ви. .. :Так много нашего женско­го труда, и мы многое не успе­ваем переделывать, так зачем же нам еще и мужским делом заниматься... наша ключевая задача - создавать уют, быть понимающими, добрыми, что­бы нашим мужьям дома и на­шим братьям в церкви было комфортно». Это дословное высказывание сестры, осущест­вляющей молитвенное служе­ние. 

 

Вы знаете, «весело» стал­киваться с такой вопиющей без­грамотностью сестер. Говорить, что женского священства нет, а самой вести молитвенное слу­жение—это шутка, достойная «первого апреля», но, к сожа­лению, это горькая реальность. Дело ведь в том, чтослужение словом и молитвой есть ис­ключительная прерогатива священнослужителей Нового Завета, «А мы постоянно пре­будем в молитве и служении слова» (Деян. 6:4). Если же ходатайственная молитва не пре­рогатива священнослужителей, то что тогда отличает священ­ников Нового Завета от не свя­щенников? Таким образом, се­стра противоречит сама себе: высказывая, что женского свя­щенства нет, сама же занимает­ся одним из самых ответствен­ных и важных священнических дел служителей Нового Завета: ходатайственной молитвой. Это высказывание не случайное, оно присуще сестрам и брать­ям, среди которых много служи­телей. Дабы в эту ситуацию внести ясность, мы публикуем данную статью. Да поможет она понять сестрам, как относиться к священству, уразуметь свое место в нем, определенное Бо­гом.

 

Что такое священство и кто такие священники? Вот тот во­прос, в котором нам нужно из­начально разобраться. Так как мы воспитыва­лись в право­славной хри­стианской куль­туре, где орто- доксальная церковь имела и имеет боль­шое влияние, то в нашем соз­нании очень сильно запе­чатлелся об- (1. лик священ­ника из православных прихо­дов. И, если только речь захо­дит о священстве, то наше под­сознание сразу выдает облик православного священника. На фоне их блистательных свя­щеннических одежд, чисто внешне меркнет облик протес­тантского пастора. Хочется подчеркнуть, что очень крепко сидит такое представление в нашем сознании, что явно не в пользу, чтобы начинать разго­вор о женском священстве. Ведь никому никогда не прихо­дилось видеть православного священника - женщину. Чтобы в каком-то храме она вела службу, венчала молодоженов или отпевала покойника— такое не увидишь. Вот поэтому реакция на определение «женское священство» - как на дикость, которая, в принципе, недопустима, как недопустим женский священник, облачен­ный в блистательные одежды, совершающий службу в храме.

Внимательно знакомясь со священством Ветхого Завета, мы находим, что в числе свя­щенников, совершающих слу­жение при скинии или чуть поз­же при храме приносящих жертвы и надзирающих за ис­полнением Закона Господнего, нет женщин. Да и трудно пред­ставить женщину, закалающую тельца или овцу для жертво­приношения, для такого служе­ния они чисто физически не подходили. Это есть то самое «мужское дело», о котором упоминала сестра. Опять же, это не в пользу того, чтобы вести разговор о женском свя­щенстве. Не в пользу данного разговора и протестантская традиция, где в течение всего времени существования этого движения, очень робко, с ог­лядкой заявляли о женском священстве, и это при том, что существует доктрина «О всеоб­щем священстве», суть кото­рой в том, что все уверовав­шие во Христа, как Господа и Спасителя, относятся к «царственному священству». Поэтому определение «женщина - священник» такое же редкостное среди протес­тантов, как и в остальном хри­стианстве. Если же быть до конца откровенными, то нужно указать-еще и то, что самим женщинам не импонирует по их естеству именование

«женщина - священник», зато по душе именование «красавица», «мисс» и т.д. Так кто же такие священники, что, по мнению многих служителей, рядовых христиан и многих сестер, верующим женщинам именоваться и быть ими недо­пустимо. Самое простое объ­яснение слова «святой», от корня которого происходит слово «священник», обозна­чает «отделенный», имеется ввиду - для Бога, чтобы Он мог использовать его для достижения Своих целей во взаимоотношениях с людь­ми. Другими словами, в свя­зи с тем, что Бог свят, что Он есть огонь поядающий и пре­бывает в ослепительном свете, что к Нему простой смертный человек не может приблизиться из-за греха, Господь в любви к людям, из верных Ему людей избрал Себе тех, кто может входить пред лице Его, при соблюде­нии определенных правил безопасности, и совершать священнодействие пред Ним за всех, принося жертвопри­ношения и уча народ Господ­ним Заповедям. Это краткое объяснение значения слова «священство».

Наше исследование, которое хотим обозначить вначале. В книге Исход, в преддверии грандиозного события - получе­ния от Бога Закона на горе Си­най, есть такие слова: «Итак, если вы будете слушаться гла­са Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; А вы будете у Меня царством священников и на­родом святым...»(Исх.19:5,6). Избранными среди избранных является колено Левиино. Бог судил так, что это колено было выдвинуто для служения пред Богом в скинии и при храме. Женщины непосредственного участия в обслуживании скинии и в приношении жертв, как священники, не принимали. И не могли не то что принимать, но даже именоваться среди леви­тов, священников. Ибо данное служение связано с жертвами, а всё, что связано в народе с жертвами, связано со Христом, как жертвенным Агнцем. Хри­стос же женского рода быть не может. По определению это муж из колена Давидова. Важ­но здесь отметить тот факт, что все работы при скинии, да­же второстепенные, выполня­лись священниками, и никто другой не мог приблизиться, запрет под угрозой смерти. Сы­ны Гирсоновы носили покровы скинии, сыны Мерариины носи­ли колья, веревки, сынам Каа- фовым было доверено носить святое святых, Елеазару, сыну Аарона, были поручены елей для светильника и благовонное курение, и т.д. Все они выпол­няли разные работы, но имено­вались все священниками, так как были допущены к святили­щу, месту, где присутствует Бог.

Рассмотрим вопрос священ­ства, который берет свое нача­ло в Израильском народе. Бог призвал Авраама, человека из Ура Халдейского, и от него произвел Свой народ - Изра­иль. Великая задача стояла пред этим народом - родить Спасителя для всего человече­ства. «В тебе благословятся все народы», - так было сказа­но Аврааму. И, чтобы это усло­вие состоялось, Бог поставил народу Свои особые условия святости, Бог освящал Свой народ, т.к. Он свят. Властно и победно выведя его из египет­ского рабства, явив чудеса и знамения пред всеми народа­ми, проведя его через Чермное море посуху, дав ему манну с неба, воду со скалы, Бог при­вел Израиль в пустыню, к горе Синай. Здесь Бог заключает со Своим народом Завет и дает ему Свой Закон, «...были гро­мы, и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у по­дошвы горы. Гора же Синай вся дымилась от того, что Гос­подь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно ко­лебалась. И звук трубный ста­новился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Ббг отвечал ему голосом» (Исх.19:16-19). Так заключался завет Бога со Своим народом, согласно кото­рого Израиль, от мала до ве­лика: и мужчины, и женщи­ны, и дети - царственное священство. Чтобы не возни­кало неясностей по поводу ис­тинности этого определения, исходя из дальнейшей истории Израиля, хотим обозначить, что далеко не все евреи вы­полнили условие: «Если буде­те слушаться гласа Моего...». В этом случае очень верно вы­сказывание апостола Павла: «...не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; Но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в серд­це, по духу, а не по бук­ве...» (Рим.2:28). Хотя, продол­жая главную мысль, действи­тельно, среди языческих пле­мен и народов только народ Израильский имел отношения с живым Богом. Только ему дано Богом право официально осу­ществлять служение, жертво­приношения настоящему Богу. И только он нес ответствен­ность за сохранение Завета людей с Богом. В большом масштабе, Израиль - это жерт­венник, где совершалось свя­щеннодействие пред Богом от человечества. В конечном сче­те, по предвечному замыслу Творца, из этого народа вышел Первосвященник, Который «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды во­шел во святилище и приобрел вечное искупление» для всего человечества земли (Евр.9:12). Таким образом, при непосред­ственном участии народа изра­ильского, как священника, бы­ла принесена Жертва за грех всех людей, удовлетворившая Бога, чтобы Его праведный гнев был сменен на милость. В числе избранного народа свя­щенников были и женщины, некоторые из них нашли место в родословной Иисуса Христа, таким образом вложив свою женскую лепту в промысел Бо­жий по спасению человечест­ва.

Практически те же слова, что были сказаны Богом на горе Синай, провозглашает апостол Петр: «Но вы - род избранный, царственное священство, на­род святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совер­шенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Петр. 2:9). «Возвещать совершенства Призвавшего вас» в Евангелии от Матфея звучит так: «дана Мне всякая власть на небе и на земле: Итак идите, научите все наро­ды, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Уча их соблюдать все, что Я повелел вам...» (Мф.28:18-20). Священ­нические функции упраздни­лись, ветхозаветные жертвы были отменены. Задача свя­щеннослужителей была сведе­на к тому, чтобы «научить все народы» учению Господнему. Какое колено, какой род был приглашен для этого священ­нодействия? Нашлось ли ме­сто женщинам? Увы, мы не на­ходим, чтобы был избран ка­кой-то род, как «ветхозаветные левиты» для этого служения Ему. Но находим такие стихи: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иису­се» (Гал.3:26-28). Наше сыновство, а с ним все обетования Господни, не зависят ни от на­циональной принадлежности, ни от расовой, ни от социаль­ной, ни от половой, но только от нашей веры во Христа Иису­са. Завеса в храме в святое святых разорвалась, вход к Бо­гу стал открыт для каждого. «Итак, братия, имея дерзнове­ние входить во святилище по­средством Крови Иисуса Хри­ста, путем новым и живым, Ко­торый Он вновь открыл нам через завесу, то есть, плоть Свою, И имея великого Свя­щенника над домом Божиим, Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кро­плением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою, Будем дер­жаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещав­ший» (Евр.10:19-23). Апостол Петр пишет так: «Приступая к Нему, камню живому, челове­ками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, И сами, как живые камни, устро- яйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы при­носить духовные жертвы, бла­гоприятные Богу Иисусом Хри­стом» (1Петр. 2:4-5). Священ­нические функции прописаны отчетливо. Кто-то скажет: «Приносить духовные жерт­вы—это предписание только для братьев». В нашем иссле­довании мы допускали такую вероятность, но мы не нашли другого порядка подхода к Бо­гу, отдельно прописанного для сестер. Отдельного Евангелия для женщин мы не нашли. А вопросы, которые поставляют­ся, довольно принципиальны: «Мы приступаем ко Христу или нет? Мы должны приносить жертвы духовные, благоприят­ные Богу или нет?». Для со­мневающихся и скептиков мы задаем этот вопрос, мы же, давно, решив для себя поло­жительно этот вопрос, гово­рим однозначно: «Да, сестры имеют законное право именоваться священни­ками».

Чтобы ни в коем случае не встать в защиту феминистски настроенных женских христи­анских групп и ни в чем их не поддержать, мы хотим обозна­чить, что сестры занимают не главное, а споспешест­вующее служение в священ­нодействии.Жена, по слову Божьему, сотворена как по­мощник мужу (Быт.2:18). Так было изначально по сотво­рении; Сарра называла Ав­раама господином; при Хри­сте было, во-первых, двена­дцать мужей, на которых ло­жилась основная нагрузка ответственности за служе­ние, ученики-женщины были на вторых ролях. Возвраща­ясь к нашей главной мысли, мы хотим подчеркнуть, что § как все, кто носил святое святых, кто носил покрывала и веревки и т.д., - все имено­вались священниками, а над всеми был Аарон, так и в но­возаветное время. Все при­глашены к священству, все должны приносить жертвы Богу, но у всех разное поло­жение и ответственность при работе во святилище: преимущественное положе­ние у братьев и споспешест­вующее - у сестер.

Нельзя оставить без внима­ния такой момент, что левиты приступали к служению в два­дцать пять лет. Они, будучи из священнического рода, факти­чески священнической рабо­той занимались по достиже­нии обозначенного возраста. Принцип этот остается и для священства Нового Завета с одной лишь разницей, что подразумевается духовное созревание, а не физический возраст. Это значит, что, ес­ли сестра не созрела в нужное духовное состоя­ние, и у нее остаются признаки младенчества, сколько бы долго она ни была членом церкви (1Кор. 3:1-4), то ни о каком священстве речи не может быть. Разве только, как о вероятности на пер­спективу, как было у всех детей из рода Левиина.

В двух словах напомним о той огромной ответственно­сти, которая ложится на свя­щеннослужителей. Все читаю­щие Библию с внутренним содроганием читали историю, произошедшую с Надавом и Авиудом, сыновьями Аарона. За то, что они принесли пред лице Бога чуждый огонь, Гос­подь их поразил насмерть прямо во святилище (Лев.10:1-4)

Новый завет. Первоапостольская церковь. В Иеруса­лиме происходит пробужде­ние, руками апостолов совер­шаются чудеса, и в этот пери­од действия благодати Гос­подней за обман пред Богом, были поражены Анания и Сап­фира. Бог на заре зарождения христианства (события с На­давом и Авиудом произошли сразу по исходе из Египта) яв­ляет Свою славу, тем самым давая знать о тех высоких и принципиальных требованиях к приближающимся к Нему. Бог остался прежним, а для служителей Господних (всех без исключения) первая не­обходимость - это наличие страха Божьего. Будем пом­нить это, все рабыни Господ­ни.

Подведем предварительный итог нашему рассуждению. «...Все мы одним Духом кре­стились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свобод­ные, и все напоены одним Ду­хом»; «И вы - тело Христово, а порознь - члены» (1Кор 12:13,27). Мы, сестры, приняв Христа, как Господа и Спаси­теля, приняв крещение по ве­ре, являемся членами церкви, членами тела Христова. Церкви поручена великая священническая миссия: «научить все народы». Если мы члены церкви, то священ­нодействуем, в зависимости от того, какие мы члены. Ес­ли же мы члены церкви и не священнодействуем, то ка­кие мы члены тела Христо­ва, разве что аппендикс? Так что, мы, войдя в церковь Христа и Господа нашего, просто не можем не быть священниками, если же мы определяем для себя не быть священниками вопре­ки Слову Господню, тем са­мым мы вычеркиваем себя из членов церкви. Теперь нам предстоит познакомиться с функциями священника, оп­ределенными для сестер. Функции женщины- священника, согласно Ново­го Завета.

Священник—пророчица, про­поведник, учитель, благове- стница—служитель слова.

В 1 Кор. 11:5 упомянуто о же­нах «молящихся и пророчест­вующих». В книге Деяния Свя­тых Апостолов во второй гла­ве рассказывается о том, что Дух Божий сошел на всех на­ходившихся в горнице, и они пророчествовали, в том числе и женщины, говоря о великих делах Божьих. И это было ис­полнение пророчества Иоиля: «...излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут проро­чествовать сыны ваши и доче­ри ваши» (Деян.2:17). В книге Деяния 18:24-26 упоминается о семье Акилы и Прискиллы, и сказано о них следующее: «Некто Иудей, именем Апол- лос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведу­щий в Писаниях, пришел в Ефес; Он был наставлен в на­чатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Госпо­де правильно, зная только кре­щение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Ус­лышавши его, Акила и При- скилла приняли его и точнее объяснили ему путь Госпо­день». Интересен этот момент тем, что в объяснении Аполло- су пути Господнего принимала участие женщина, именем При- скилла. Она выступила в роли, если не учителя, то, во всяком случае, человека, знающего путь спасения, приготовленно­го Господом и способного объ­яснить другим. Это есть слу­жение словом - знание Боже­ственной истины и наличие таланта донести смысл дру­гим. Как все просто: подлинно знать Божественную истину и уметь ее донести до сознания человека. Это базовое условие для служителей слова: благо- вестниц, проповедниц, душепо- печителей, учителей. Требова­ние Бога в этом служении: «Говорит ли кто, говори как слова Божии...» (1Петр. 4:11).

Картинно и образно сестрин­ское молитвенное служение представлено в евангельском образе Анны пророчицы. «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, Вдо­ва лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время подошедши славила Господа и говорила о Нем всем, ожидав­шим избавления в Иерусали­ме» (Лук. 2:36-38). Если кому- то десять минут хватает с лих­вой, чтобы помолиться за все нужды, то этой женщине не хватало дней, она и ночью предстояла пред Богом в посте и молитве. Только глубоко ви­дящая жизнь народа и его про­блемы, любящая его, ревную­щая о Боге Израиля, жертвен­ная сестра может так посту­пать. Только верующая сестра может так служить Богу, не от­ходя от храма, веря, что там присутствует Бог. Ее молитвы в корне отличаются от красно­речивых, показушных молитв фарисеев. Она не имела при­вычки, как первосвященник, благословлять братьев, тем более, служителей, она пред­стояла пред Богом, как женщи­на, знающая свое место, и ей Бог доверяет, что крайне важ­но для молитвенника. Как толь­ко родился Святой, она была удостоена встречи с Ним. Спо­собность видеть святое, отли­чать от несвятого, умение про­славить Бога, возвестить о Нем окружающим - вот та особен­ность, которая свойственна священнику. И как славно, что этой особенностью обладала эта пожилая женщина. «Он дал нам способность быть служите­лями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква уби­вает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6).

Дорогие сестры, вот два глав­ных направления в служении священников Нового Завета. Мы, сестры, также можем и да­же обязаны в них участвовать под руководством духовных братьев. Есть так написано: «Видя толпы народа, Он сжа­лился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как ов­цы, не имеющие пастыря. То­гда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей ма­ло; Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делате­лей на жатву Свою» (Мф.9:36- 38). Как для нас, то этими тол­пами народа «рассеянными и изнуренными» являются жен­щины. Их много по церквам, но они, как толпы. Нет или очень

мало среди нас серьезных, глу­боких, духовных, всесторонне развитых личностей. Знатоков Библии мало, знатоков жен­ской души среди женщин и то нет. Нет перечня духовных бо­лезней, свойственных женщи­нам. Душепопечительством с сестрами приходится зани­маться братьям, назиданием, увещеванием - также им. Мы продолжаем быть «загадками» для братьев в церкви на пред­мет непредсказуемости в отри­цательном контексте. Если вы­сказаться попроще, боятся на­шей «загадочности», потому что мы можем закатать истери­ку, устроить скандал в самое неподходящее время. Мы мо­жем такое устроить со знаком минус..! Мы продолжаем в ос­новной массе оставаться мла­денцами во Христе, потому что между нами и зависть, и споры, и чего только нет. Все из-за то­го, что среди нас мало «пастырей», поставленных Бо­гом, которые были бы сами со­вершенны и нас вели по пути совершенства «...на дело слу­жения, для созидания тела Христова...» (Ефес. 4:11-16). Мы со всей силы приглашаем всех Вас, сестры, просить, мо­лить Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Слава Богу нашему за надежду, которую Он дает нам! Аминь.

От женского Богословского каби­нета «Девора». Статью подгото­вила Лосникова Д. А. с учетом пре­дыдущих статей служительской тематики, публикуемых в нашей газете.

 

Недостаточно прав. Чтобы комментировать - зарегистрируйтесь на сайте.

Авторизация

Заявка на регистрацию