Главная СЛУЖЕНИЯ Женское служение Статьи кабинета Священство Нового Завета, роль и место женщины в нем
Каждый человек должен знать, что Иисус Христос есть Господь, Царь и Спаситель всех людей, «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано»; «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено»; «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».
Дорогие сестры, дорогие друзья! Мы продолжаем цикл лекций по тематике женского священства. Дальше-больше - мы усматриваем свою недоработку в том, что слишком запоздало публикуем материалы о законных параметрах женского священства в Новом Завете. Дело вот в чем, просматривая сайт женского служения Российского Союза ЕХБ, мы нашли такое высказывание: «В Библии нигде не написано о женском священстве. Понимаете, есть вещи, которые, ну, не нужно нам, сестрам, делать. Девора была судьей, а не священником. Мариам только прославляла Бога. Нигде не сказано, что Лидия стала священником церкви. .. :Так много нашего женского труда, и мы многое не успеваем переделывать, так зачем же нам еще и мужским делом заниматься... наша ключевая задача - создавать уют, быть понимающими, добрыми, чтобы нашим мужьям дома и нашим братьям в церкви было комфортно». Это дословное высказывание сестры, осуществляющей молитвенное служение.
Вы знаете, «весело» сталкиваться с такой вопиющей безграмотностью сестер. Говорить, что женского священства нет, а самой вести молитвенное служение—это шутка, достойная «первого апреля», но, к сожалению, это горькая реальность. Дело ведь в том, чтослужение словом и молитвой есть исключительная прерогатива священнослужителей Нового Завета, «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:4). Если же ходатайственная молитва не прерогатива священнослужителей, то что тогда отличает священников Нового Завета от не священников? Таким образом, сестра противоречит сама себе: высказывая, что женского священства нет, сама же занимается одним из самых ответственных и важных священнических дел служителей Нового Завета: ходатайственной молитвой. Это высказывание не случайное, оно присуще сестрам и братьям, среди которых много служителей. Дабы в эту ситуацию внести ясность, мы публикуем данную статью. Да поможет она понять сестрам, как относиться к священству, уразуметь свое место в нем, определенное Богом.
Что такое священство и кто такие священники? Вот тот вопрос, в котором нам нужно изначально разобраться. Так как мы воспитывались в православной христианской культуре, где орто- доксальная церковь имела и имеет большое влияние, то в нашем сознании очень сильно запечатлелся об- (1. лик священника из православных приходов. И, если только речь заходит о священстве, то наше подсознание сразу выдает облик православного священника. На фоне их блистательных священнических одежд, чисто внешне меркнет облик протестантского пастора. Хочется подчеркнуть, что очень крепко сидит такое представление в нашем сознании, что явно не в пользу, чтобы начинать разговор о женском священстве. Ведь никому никогда не приходилось видеть православного священника - женщину. Чтобы в каком-то храме она вела службу, венчала молодоженов или отпевала покойника— такое не увидишь. Вот поэтому реакция на определение «женское священство» - как на дикость, которая, в принципе, недопустима, как недопустим женский священник, облаченный в блистательные одежды, совершающий службу в храме.
Внимательно знакомясь со священством Ветхого Завета, мы находим, что в числе священников, совершающих служение при скинии или чуть позже при храме приносящих жертвы и надзирающих за исполнением Закона Господнего, нет женщин. Да и трудно представить женщину, закалающую тельца или овцу для жертвоприношения, для такого служения они чисто физически не подходили. Это есть то самое «мужское дело», о котором упоминала сестра. Опять же, это не в пользу того, чтобы вести разговор о женском священстве. Не в пользу данного разговора и протестантская традиция, где в течение всего времени существования этого движения, очень робко, с оглядкой заявляли о женском священстве, и это при том, что существует доктрина «О всеобщем священстве», суть которой в том, что все уверовавшие во Христа, как Господа и Спасителя, относятся к «царственному священству». Поэтому определение «женщина - священник» такое же редкостное среди протестантов, как и в остальном христианстве. Если же быть до конца откровенными, то нужно указать-еще и то, что самим женщинам не импонирует по их естеству именование
«женщина - священник», зато по душе именование «красавица», «мисс» и т.д. Так кто же такие священники, что, по мнению многих служителей, рядовых христиан и многих сестер, верующим женщинам именоваться и быть ими недопустимо. Самое простое объяснение слова «святой», от корня которого происходит слово «священник», обозначает «отделенный», имеется ввиду - для Бога, чтобы Он мог использовать его для достижения Своих целей во взаимоотношениях с людьми. Другими словами, в связи с тем, что Бог свят, что Он есть огонь поядающий и пребывает в ослепительном свете, что к Нему простой смертный человек не может приблизиться из-за греха, Господь в любви к людям, из верных Ему людей избрал Себе тех, кто может входить пред лице Его, при соблюдении определенных правил безопасности, и совершать священнодействие пред Ним за всех, принося жертвоприношения и уча народ Господним Заповедям. Это краткое объяснение значения слова «священство».
Наше исследование, которое хотим обозначить вначале. В книге Исход, в преддверии грандиозного события - получения от Бога Закона на горе Синай, есть такие слова: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; А вы будете у Меня царством священников и народом святым...»(Исх.19:5,6). Избранными среди избранных является колено Левиино. Бог судил так, что это колено было выдвинуто для служения пред Богом в скинии и при храме. Женщины непосредственного участия в обслуживании скинии и в приношении жертв, как священники, не принимали. И не могли не то что принимать, но даже именоваться среди левитов, священников. Ибо данное служение связано с жертвами, а всё, что связано в народе с жертвами, связано со Христом, как жертвенным Агнцем. Христос же женского рода быть не может. По определению это муж из колена Давидова. Важно здесь отметить тот факт, что все работы при скинии, даже второстепенные, выполнялись священниками, и никто другой не мог приблизиться, запрет под угрозой смерти. Сыны Гирсоновы носили покровы скинии, сыны Мерариины носили колья, веревки, сынам Каа- фовым было доверено носить святое святых, Елеазару, сыну Аарона, были поручены елей для светильника и благовонное курение, и т.д. Все они выполняли разные работы, но именовались все священниками, так как были допущены к святилищу, месту, где присутствует Бог.
Рассмотрим вопрос священства, который берет свое начало в Израильском народе. Бог призвал Авраама, человека из Ура Халдейского, и от него произвел Свой народ - Израиль. Великая задача стояла пред этим народом - родить Спасителя для всего человечества. «В тебе благословятся все народы», - так было сказано Аврааму. И, чтобы это условие состоялось, Бог поставил народу Свои особые условия святости, Бог освящал Свой народ, т.к. Он свят. Властно и победно выведя его из египетского рабства, явив чудеса и знамения пред всеми народами, проведя его через Чермное море посуху, дав ему манну с неба, воду со скалы, Бог привел Израиль в пустыню, к горе Синай. Здесь Бог заключает со Своим народом Завет и дает ему Свой Закон, «...были громы, и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Ббг отвечал ему голосом» (Исх.19:16-19). Так заключался завет Бога со Своим народом, согласно которого Израиль, от мала до велика: и мужчины, и женщины, и дети - царственное священство. Чтобы не возникало неясностей по поводу истинности этого определения, исходя из дальнейшей истории Израиля, хотим обозначить, что далеко не все евреи выполнили условие: «Если будете слушаться гласа Моего...». В этом случае очень верно высказывание апостола Павла: «...не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; Но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве...» (Рим.2:28). Хотя, продолжая главную мысль, действительно, среди языческих племен и народов только народ Израильский имел отношения с живым Богом. Только ему дано Богом право официально осуществлять служение, жертвоприношения настоящему Богу. И только он нес ответственность за сохранение Завета людей с Богом. В большом масштабе, Израиль - это жертвенник, где совершалось священнодействие пред Богом от человечества. В конечном счете, по предвечному замыслу Творца, из этого народа вышел Первосвященник, Который «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» для всего человечества земли (Евр.9:12). Таким образом, при непосредственном участии народа израильского, как священника, была принесена Жертва за грех всех людей, удовлетворившая Бога, чтобы Его праведный гнев был сменен на милость. В числе избранного народа священников были и женщины, некоторые из них нашли место в родословной Иисуса Христа, таким образом вложив свою женскую лепту в промысел Божий по спасению человечества.
Практически те же слова, что были сказаны Богом на горе Синай, провозглашает апостол Петр: «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Петр. 2:9). «Возвещать совершенства Призвавшего вас» в Евангелии от Матфея звучит так: «дана Мне всякая власть на небе и на земле: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Уча их соблюдать все, что Я повелел вам...» (Мф.28:18-20). Священнические функции упразднились, ветхозаветные жертвы были отменены. Задача священнослужителей была сведена к тому, чтобы «научить все народы» учению Господнему. Какое колено, какой род был приглашен для этого священнодействия? Нашлось ли место женщинам? Увы, мы не находим, чтобы был избран какой-то род, как «ветхозаветные левиты» для этого служения Ему. Но находим такие стихи: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:26-28). Наше сыновство, а с ним все обетования Господни, не зависят ни от национальной принадлежности, ни от расовой, ни от социальной, ни от половой, но только от нашей веры во Христа Иисуса. Завеса в храме в святое святых разорвалась, вход к Богу стал открыт для каждого. «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, Который Он вновь открыл нам через завесу, то есть, плоть Свою, И имея великого Священника над домом Божиим, Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою, Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Евр.10:19-23). Апостол Петр пишет так: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, И сами, как живые камни, устро- яйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Петр. 2:4-5). Священнические функции прописаны отчетливо. Кто-то скажет: «Приносить духовные жертвы—это предписание только для братьев». В нашем исследовании мы допускали такую вероятность, но мы не нашли другого порядка подхода к Богу, отдельно прописанного для сестер. Отдельного Евангелия для женщин мы не нашли. А вопросы, которые поставляются, довольно принципиальны: «Мы приступаем ко Христу или нет? Мы должны приносить жертвы духовные, благоприятные Богу или нет?». Для сомневающихся и скептиков мы задаем этот вопрос, мы же, давно, решив для себя положительно этот вопрос, говорим однозначно: «Да, сестры имеют законное право именоваться священниками».
Чтобы ни в коем случае не встать в защиту феминистски настроенных женских христианских групп и ни в чем их не поддержать, мы хотим обозначить, что сестры занимают не главное, а споспешествующее служение в священнодействии.Жена, по слову Божьему, сотворена как помощник мужу (Быт.2:18). Так было изначально по сотворении; Сарра называла Авраама господином; при Христе было, во-первых, двенадцать мужей, на которых ложилась основная нагрузка ответственности за служение, ученики-женщины были на вторых ролях. Возвращаясь к нашей главной мысли, мы хотим подчеркнуть, что § как все, кто носил святое святых, кто носил покрывала и веревки и т.д., - все именовались священниками, а над всеми был Аарон, так и в новозаветное время. Все приглашены к священству, все должны приносить жертвы Богу, но у всех разное положение и ответственность при работе во святилище: преимущественное положение у братьев и споспешествующее - у сестер.
Нельзя оставить без внимания такой момент, что левиты приступали к служению в двадцать пять лет. Они, будучи из священнического рода, фактически священнической работой занимались по достижении обозначенного возраста. Принцип этот остается и для священства Нового Завета с одной лишь разницей, что подразумевается духовное созревание, а не физический возраст. Это значит, что, если сестра не созрела в нужное духовное состояние, и у нее остаются признаки младенчества, сколько бы долго она ни была членом церкви (1Кор. 3:1-4), то ни о каком священстве речи не может быть. Разве только, как о вероятности на перспективу, как было у всех детей из рода Левиина.
В двух словах напомним о той огромной ответственности, которая ложится на священнослужителей. Все читающие Библию с внутренним содроганием читали историю, произошедшую с Надавом и Авиудом, сыновьями Аарона. За то, что они принесли пред лице Бога чуждый огонь, Господь их поразил насмерть прямо во святилище (Лев.10:1-4)
Новый завет. Первоапостольская церковь. В Иерусалиме происходит пробуждение, руками апостолов совершаются чудеса, и в этот период действия благодати Господней за обман пред Богом, были поражены Анания и Сапфира. Бог на заре зарождения христианства (события с Надавом и Авиудом произошли сразу по исходе из Египта) являет Свою славу, тем самым давая знать о тех высоких и принципиальных требованиях к приближающимся к Нему. Бог остался прежним, а для служителей Господних (всех без исключения) первая необходимость - это наличие страха Божьего. Будем помнить это, все рабыни Господни.
Подведем предварительный итог нашему рассуждению. «...Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом»; «И вы - тело Христово, а порознь - члены» (1Кор 12:13,27). Мы, сестры, приняв Христа, как Господа и Спасителя, приняв крещение по вере, являемся членами церкви, членами тела Христова. Церкви поручена великая священническая миссия: «научить все народы». Если мы члены церкви, то священнодействуем, в зависимости от того, какие мы члены. Если же мы члены церкви и не священнодействуем, то какие мы члены тела Христова, разве что аппендикс? Так что, мы, войдя в церковь Христа и Господа нашего, просто не можем не быть священниками, если же мы определяем для себя не быть священниками вопреки Слову Господню, тем самым мы вычеркиваем себя из членов церкви. Теперь нам предстоит познакомиться с функциями священника, определенными для сестер. Функции женщины- священника, согласно Нового Завета.
Священник—пророчица, проповедник, учитель, благове- стница—служитель слова.
В 1 Кор. 11:5 упомянуто о женах «молящихся и пророчествующих». В книге Деяния Святых Апостолов во второй главе рассказывается о том, что Дух Божий сошел на всех находившихся в горнице, и они пророчествовали, в том числе и женщины, говоря о великих делах Божьих. И это было исполнение пророчества Иоиля: «...излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (Деян.2:17). В книге Деяния 18:24-26 упоминается о семье Акилы и Прискиллы, и сказано о них следующее: «Некто Иудей, именем Апол- лос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес; Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышавши его, Акила и При- скилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень». Интересен этот момент тем, что в объяснении Аполло- су пути Господнего принимала участие женщина, именем При- скилла. Она выступила в роли, если не учителя, то, во всяком случае, человека, знающего путь спасения, приготовленного Господом и способного объяснить другим. Это есть служение словом - знание Божественной истины и наличие таланта донести смысл другим. Как все просто: подлинно знать Божественную истину и уметь ее донести до сознания человека. Это базовое условие для служителей слова: благо- вестниц, проповедниц, душепо- печителей, учителей. Требование Бога в этом служении: «Говорит ли кто, говори как слова Божии...» (1Петр. 4:11).
Картинно и образно сестринское молитвенное служение представлено в евангельском образе Анны пророчицы. «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, Вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время подошедши славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лук. 2:36-38). Если кому- то десять минут хватает с лихвой, чтобы помолиться за все нужды, то этой женщине не хватало дней, она и ночью предстояла пред Богом в посте и молитве. Только глубоко видящая жизнь народа и его проблемы, любящая его, ревнующая о Боге Израиля, жертвенная сестра может так поступать. Только верующая сестра может так служить Богу, не отходя от храма, веря, что там присутствует Бог. Ее молитвы в корне отличаются от красноречивых, показушных молитв фарисеев. Она не имела привычки, как первосвященник, благословлять братьев, тем более, служителей, она предстояла пред Богом, как женщина, знающая свое место, и ей Бог доверяет, что крайне важно для молитвенника. Как только родился Святой, она была удостоена встречи с Ним. Способность видеть святое, отличать от несвятого, умение прославить Бога, возвестить о Нем окружающим - вот та особенность, которая свойственна священнику. И как славно, что этой особенностью обладала эта пожилая женщина. «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6).
Дорогие сестры, вот два главных направления в служении священников Нового Завета. Мы, сестры, также можем и даже обязаны в них участвовать под руководством духовных братьев. Есть так написано: «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф.9:36- 38). Как для нас, то этими толпами народа «рассеянными и изнуренными» являются женщины. Их много по церквам, но они, как толпы. Нет или очень
мало среди нас серьезных, глубоких, духовных, всесторонне развитых личностей. Знатоков Библии мало, знатоков женской души среди женщин и то нет. Нет перечня духовных болезней, свойственных женщинам. Душепопечительством с сестрами приходится заниматься братьям, назиданием, увещеванием - также им. Мы продолжаем быть «загадками» для братьев в церкви на предмет непредсказуемости в отрицательном контексте. Если высказаться попроще, боятся нашей «загадочности», потому что мы можем закатать истерику, устроить скандал в самое неподходящее время. Мы можем такое устроить со знаком минус..! Мы продолжаем в основной массе оставаться младенцами во Христе, потому что между нами и зависть, и споры, и чего только нет. Все из-за того, что среди нас мало «пастырей», поставленных Богом, которые были бы сами совершенны и нас вели по пути совершенства «...на дело служения, для созидания тела Христова...» (Ефес. 4:11-16). Мы со всей силы приглашаем всех Вас, сестры, просить, молить Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Слава Богу нашему за надежду, которую Он дает нам! Аминь.
От женского Богословского кабинета «Девора». Статью подготовила Лосникова Д. А. с учетом предыдущих статей служительской тематики, публикуемых в нашей газете.