Каждый человек должен знать, что Иисус Христос есть Господь, Царь и Спаситель всех людей, «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано»; «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено»; «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».


Дымарчук Я.С.

О посвящении

Содержание материала

С большой радостью и  благоговейной трепетностью пред Богом я начинаю эту работу, ибо всякий труд для Спасителя моего и для народа Его есть для меня великая честь и огромнейшая привилегия, за что непрестанно благодарю Его. Всякому читателю, который начал читать эти строки, дабы не разочаровать, я хочу сказать словами апостола Петра: «Серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю вам», а именно: я хочу послужить словом, неким пониманием Божественной истины, касательно служения Ему. Так что, праздного читателя я явно не устрою, «не по носу» это рассуждение и для любителей чего-либо «новенького», но надеюсь найти понимание у людей, искренно служащих Богу.

Следовательно, чтобы не возложить на «немощных» непосильное бремя, прошу таковых отсеяться. Не следует также читать людям, которые не хотят служить Богу, ибо, как говорится, «невольник не богомольник». Людей же, искренно любящих Бога и желающих служить Ему, приглашаю к серьезному разговору «О посвящении».

 

Начну я свое изложение с библейской истории, которая содержится на страницах книги Есфирь в первой главе, из которой мы узнаем, что после того, как княжеским советом из-за своеволия была лишена царского достоинства Астинь, жена царя Артаксеркса, был объявлен, говоря современным языком, конкурс на освободившуюся вакансию. Так вот, я хочу обратить внимание на следующую деталь. После того, как находили подходящую кандидатуру, девице, прежде чем войти к царю, необходимо было пройти специальную подготовку - в течение 12 месяцев проходили притирания: 6 месяцев мирровым маслом, 6 месяцев ароматами (Есфирь 2:12-13). Думаю, не сложное для понимания данное обстоятельство, но урок здесь чрезвычайно важный. Представьте себе, если для того, чтобы явиться пред царем нужно не просто быть красавицей, а нужно пропитаться благовонием, то, что нужно и какими благовониями пропитаться, чтобы предстать пред Святейшим Богом и служить Ему. Все вы помните о человеке, пришедшем не в брачной одежде на пир, из которого он был выброшен. Как вы знаете, эту историю рассказал Сам Христос, таким образом дав понять Свое требование к приближающимся к Нему.

Из повседневной жизни знаем, что кто-нибудь не может явиться к президенту да еще в испачканном виде, это железно. Еще более тщательно производится подбор команды президента и всех его приближенных. Определенно, как не могла предстать пред Артаксерксом без соответствующей подготовки ни одна из персидских или мидийских красавиц, как не может посторонний без соответствующей допуска войти в кабинет президента, так, тем более, не сможет никакой нечестивец войти пред лицо Господне, также как никто не сможет осуществить дела Божьего без подготовки и соответствующего на то разрешения. Не пугать я хочу, но взываю к здравому смыслу, говоря о категории служителя Господнего, чтобы сформировать должную ответственность в приближающихся к алтарю служения. Почему-то в наше время очень свойственно забывать, что мы «приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева… Итак, мы приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которой будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий (Евр.12:18-29). И беспокойство сердца моего, что категория служителей Божьих, в связи с Новым Заветом, изрядно повысилась в сравнении с категорией Господних служителей Ветхого Завета, следовательно, и ответственность за оное. Но, вместе с тем, невооруженным глазом можно увидеть беспечность, как при подготовке служителей, так и при самом служении, даже в сравнении с Ветхозаветными требованиями. Жив Господь! Не голословно это мое заявление, есть что сказать по этому всему вопросу, но в этой работе я хочу конкретно поговорить о посвящении.

Не знаю, задавались ли вы таким вопросом, откуда у Моисея появилось понимание, что «В начале сотворил Бог небо и землю…». Он что присутствовал при этом или хотя бы кто-нибудь из людей при этом присутствовал? Откуда появилось понимание у Иова, что Он «повесил землю ни на чем»? Космических аппаратов не было, чтобы это увидеть и жил-то Иов задолго до открытия Коперника. Откуда у простого рыбака Петра появилось понимание, что «Словом Божьим небеса и земля составлены из воды и водою»? Открытие ученых, что всякое тело состоит на 96% из воды было гораздо позже. Откуда такая точность у Даниила в политическом прогнозе судеб Вавилона, Персии, Греции, Рима? Откуда у него такая дальновидность? И вообще, откуда у всех пророков такая прозорливость касательно будущего народов, цивилизации и всего мира? Кто-то скажет: «Им открыл Бог». Это будет верно, но мне хочется применить другое слово. Бог их посвятил в тайны, скрытые от других. Апостол Павел о себе и ему подобных пишет: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божьих.(1Кор.4: 1), «…тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым..» (Кол.1:25-26). Таким образом, пророков, апостолов и других тружеников Господних можно назвать посвященными людьми. Все это я пишу для того, чтобы ни у кого не возникло даже мысли, что вопрос посвящения это пустячный вопрос и его можно проигнорировать. Апостол Павел пишет, предупреждая Тимофея: «Не неради о прибывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден» (1Тим.4:14-15). «Не неради», «заботься», «пребывай», я думаю, достаточно глаголов в повелительной форме, чтобы предать значимости посвящению, которое присутствовало на Тимофее. Мало ли, много ли, но успех служения зависел от него. И сейчас все это рассуждение я предаю на суд моему читателю, предварительно напомню, что и во втором послании апостол Павел пишет о подобном. «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через моё рукоположение» (2Тим.1:6).

 


Итак, посвящение - это своеобразная лицензия на право допуска в святилище Господне и право совершения священнодействия. Посвящение – это условие, которое практически открывает возможность исполнить требуемое от священника, уста которого должны хранить ведение и иметь закон (Мал. 2:7), (естественно, при должном обращении с этим уникальным условием).

 

Подчеркнув ценность и важность посвящения, перейдем к рассмотрению порядка проведения его. А, действительно, кому не интересно как человек достигает такого понимания, при котором открываются тайны сотворения мирозданья, судеб народов и цивилизаций? Это, конечно, взято по-крупному. Для проповедников, по большому счету, очень важен служительский минимум: видеть - где Бог, знать - где дьявол и где человек, и понимать, что делать в этой ситуации. Понимать Священное Писание и иметь способность возвестить волю Божью пастве, которую Он вверил, т.е. выполнить свои служительские обязанности. И все же, не из праздного любопытства, дабы узнать нечто новенькое и не с честолюбивыми намерениями, исходящими из нашей плоти, но исключительно по влечению Духа Святого, ожидая доброго плода для наших душ, рассмотрим законные параметры посвящения.

Первым делом, давайте разберемся, что предшествует посвящению на служение. Ведь из вышеизложенного материала и, исходя из того, что посвящение - это допуск во «святилище» с правом осуществлять священнодейство, определенные Новым Заветом, можно сделать утверждение, что «допуск» кому попало не дается. Мы же сами, первого встречного не посвящаем в свои тайны, и не даем ключ от своего дома чужому человеку, даже если он хочет сделать что-то доброе для нас. Поэтому, ничего удивительного в том, что Бог посвящает в Свои тайны только избранных, верных Ему людей, по принципу: «верный в малом - над многим поставлю». Таким вот образом, у нас всплыл «вопрос избрания», который и предшествует посвящению. В Ветхом Завете избрания, а затем и посвящения, удостоилось колено Левия, на котором я и хочу сосредоточить все внимание, объясняя это тем, что более подробного изложения нашего вопроса нам не найти на страницах Священного Писания.

Нас интересует буквально все. Может быть, это слишком просто, но я хочу подчеркнуть принадлежность колена Левиина к Израилю, народу Божьему. Не беспутное это родовое племя из числа многих хананейских народов по тем временам, населявших ту землю, но это племя потомков великого Авраама, Исаака и Иакова. У нас в России, в связи с советским прошлым, было ни во что поставлена принадлежность к тому или иному знатному роду, аргументируя это тем, что все равны. Произошла обезличка именитых людей, было утеряно понятие чести, что явно послужило не ко благу. Волей-неволей, но это же повлияло и на христианство, с теми же негативными последствиями. Тогда как внимательный читатель Священного Писания замечал, как часто там упоминается, что Христос родился от семени Давидова (Рим.1:3, 2Тим.2:8). Казалось бы, достаточно упоминаний имени Иисуса Христа, по силе и славе, Которое превосходило все имена вместе взятые. Но оказалось чрезвычайно важным обозначить принадлежность нашего Господа к царскому роду Давида. Так же, как чрезвычайно важно помнить, что колено Левиино - это потомки славных и великих мужей Божьих: Авраама, Исаака, Иакова; людей, с которыми Сам Бог заключал договоры, найдя их верными; людей, которым дано благословение на потомство, согласно Слову Божьему, на тысячи родов. Потомство, которое как ни один народ на земле, получило право именоваться народом Божьим. Одно из двенадцати колен и было колено Левиино. Таким образом, прежде чем подумать о посвящении, нужно установить принадлежность к народу Божьему и, исходя из Нового Завета, принадлежность к славному Христовому роду: «А тем, которые приняли Его, верующим во Имя Его, дал власть быть детьми Божьими; которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоан.1:12-13). Нерешенный вопрос рождения свыше лишает всякой возможности и права на посвящение какого-либо церковного служения, не говоря об участии в нём, даже при ярко выраженных талантах, к примеру, организаторского или музыкального.

Далее, разрешим вопрос, почему именно колено Левиино получило право доступа к алтарю служения. Знакомство с родоначальником этого колена Левием, сыном Иакова от Лии, оставляет неприятные впечатления. (Прочитайте Бытие 34 главу). Ни возвышенности души этого человека, ни особенной святости или других заслуг мы не видим. Он по природе и по жизни своей стоял не выше других братьев своих. Сам Иаков обозначил его реальную суть: «Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их. В совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя. Ибо они во гневе своем убили мужа, и по прихоти своей перерезали жилы тельца. Проклят гнев их, ибо жесток; и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове, и рассею их в Израиле» (Бытие 49:5-7). Таков был Левий по своему природному естеству и по своей жизни: своевольный, буйный, жестокий. И тут его колено среди двенадцати было избрано Богом и возведено в такое святое и благословенное звание. Что сие могло бы значить? Это значит, что мне и моему дорогому читателю нужно преклониться пред нашим любящим Богом и слезно поблагодарить Его. Все мы были своевольны, буйны, жестоки, жили по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов. Так или иначе, мы были слугами дьявола, осознавая это или нет. И здесь все, что называется, благодать, всепобеждающее торжество благодати нашего Бога от начала до конца. Возносить людей, поверженных в самую глубину погибели – таков всегда путь благодати Божией. Она нисходит в самые глубокие бездны и там собирает славнейшие трофеи для Господа. «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим.1:15). «Мне наименьшему из всех святых, дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово». (Еф.3:8). Благодать Христова открыла двери спасения для всякого грешника, она же открыла возможности для служения Богу. Бог не ослабел и сегодня, из блудников, убийц и «ревностных хранителей преданий» делать таких, как апостолы или хотя бы как отцы Евангельского движения России: Рябошапка, Ратушный, Мазаев и др. Приглашает Он и нас к этому славному уделу, получив спасение, стать на путь служения.

 


И все же, нам следует разобраться, почему все-таки это колено Бог избрал. Ведь не из-за того, что Левий буйный и своевольный. Бог не может безразлично относиться к беззаконию. Он не мог «войти в совет» Левия, не мог «приобщиться к делам его», это немыслимо. Поэтому, перед посвящением «Сказал Господь Моисею говоря: Возьми Левитов из среды сынов Израилевых, и очисти их…» (Числ.8:5). Но прежде чем разобрать этот вопрос, я хотел бы напомнить о судьбоносном событии для этого колена (Исх.32:25-29). «Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его. И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, - ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек. Ибо Моисей сказал: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение». Очень хотел бы, чтобы каждый читающий эту статью, глубоко вник в содержание этого места Священного Писания, дабы уразуметь необходимую для нас истину. В нашем вопросе не столько важно понять механизм впадения в идолопоклонство народа во главе с Аароном (хотя это также на своем месте), сколько важно оценить сделанное Левитами в этой непростой ситуации. Оценить так, как оценил это дело Господь. При этом, ничего нового не сообщу, если напишу, что категория поступка, его ценность, определяют категорию, т.е. ценность совершившего этот поступок. Во всяком случае, поступок делает предпосыл к такому восприятию. Царь Давид не стал царем по мановению «родительской ручки, купившей ему должность, место под солнцем». Путь к его царствованию не был устлан цветами и оливковыми ветвями. Восхождение его на трон началось со сражения с Голиафом. Одна победа сделала из обыкновенного пастуха национального героя. Один поступок предопределил его всю дальнейшую судьбу. И не потому, что он был поставлен в привилегированные условия. Тысячи израильских воинов слышали из уст этого «необрезанного филистимлянина» поношение на Бога и на Его народ. Но, ни у одного из них не воспылала ревность о святости Божьей. Следовательно, такая им цена: обыкновенная серая масса. Не таков Давид, не потому, что он святее, но у него была предрасположенность во имя Господне – идти хоть на смерть. Предрасположенность, на которую обратил Бог внимание Самуила при помазании. Обратите внимание и вы, что не разрешил Бог помазать ни одного из братьев Давида, которые видом и величием превосходили своего меньшего брата, но у которых воинской предрасположенности не было.

 

Дорогие мои друзья! Не даст Бог Своего благословения на служение никому, кто в любви не предрасположен ревностно действовать во Имя Господне. Как это было с Давидом, так точно произошло и с Левитами. Некая грань определила, кто есть кто. Как говорят, настал час истины. Обществу Господню был задан вопрос: «Кто Господень»? Какой странный вопрос. Все ведь Господни! Моисей, ты что, забыл? «И собрались к нему там все сыны Левиины». А где сыны Рувима, сыны Симеона, сыны Гада, сыны Иуды и т.д. Получается то же самое, что и в случае с Голиафом: воинов много, а сразиться некому, кроме Давида. Все - Господни, а откликнулось только колено Левиино. Это был решающий момент, иначе и быть не могло. Сердцу и совести всякого придется дать ответ на вопрос великой важности: «Кто Господень?» Ничто не могло так верно испытать преданность сердца. Не спрашивалось: «Кто хочет выполнить ту или иную работу?» С этим уже дальше. Во-первых: кто Господень? т.е. чье сердце принадлежит Богу, кто готов отказаться от своей свободы и стать рабом Христа? Кто готов отказаться от своей собственной воли и отречься от самого себя? «Господни», это те, которые стали собственностью Бога и готовы решительно на все, что скажет им их Хозяин.

Дорогие друзья! Если сейчас прозвучит призыв: «Кто Господень, - ко мне!», откликнетесь ли вы, как откликнулись все сыны Левиины, чтобы пополнить ряды славных служителей Божьих или останетесь где-то в стороне? Запомните! Это промежуточный экзамен на то, достойны ли вы быть в числе особо приближенных Богу людей или нет.

Пользуясь случаем, с большим удовольствием, перейду к следующему разделу. Хочу сказать прямо, проблема эта меня давно беспокоила, но я не знал, как ее обозначить и с чем связать. Теперь я вижу перст Божий, Который направил меня идти нужным путем в обозначении этой проблемы. И, может быть, тешу себя надеждой, что это приведет к ее разрешению, хотя бы у тех, у кого с совестью все в порядке. Особенно это касается служителей. Итак, в той же книге Исход 32:27 (ситуация которую мы рассматривали), сынам Левииным сказано: «возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего». Не сказано: идите и убивайте врагов, ну хотя бы чужаков, а вот именно – «брата», «друга», «ближнего». «…Посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение». Бог - не кровопийца. Бог есть любовь. Так было, есть и будет. Этой всей истории можно дать красивое иносказательное толкование и не согрешить при этом. На этом примере Бог хочет научить, чтобы мы своими руками зарубили все своё греховное, что сами родили, что не Господне присутствует в нас. Уничтожить всякую близость с любого рода низостью и предать беспощадному суду дружбу с миром. Хочу подчеркнуть, не для красного словца это я написал, а с учетом, что будущий служитель сделает соответствующие выводы. А мне хотелось бы продолжить. Дело в том, что Сам Христос сказал нечто родственное: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а потом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником»(Лк.14:26). Вот тут-то я уже не хочу говорить иносказательно. Ибо душа моя возмущена: в жизни верующих по какому-то дьявольскому наитию нарушены приоритеты в жизни. Сегодня, говорят, на первом месте у христианина (служителя в том числе) должен стоять Бог, на втором месте семья, на третьем – церковь. Кто и по какому праву разделил церковь и Бога? Разве церковь это не Тело Христово? Прочитайте и убедитесь в этом сами (1Кор.12:12-27). Так Тело Христово можно отделить от Бога или нет, чтобы Его поставить на третье место в системе приоритетов. Разве не сказано, что кто сделал это для малых сих, сделал это для Меня. И еще, разве служение в церкви это не служение Богу? А если служение в церкви, (т.е. братьям, сестрам) не служение Богу, то, что тогда воистину служение Богу? Разве Христос не проигнорировал мать, которая с братьями Его пришла забрать Его. (Мк.3:21, 31-35). Может быть, Его стоило взять на замечание или отлучить, что Он ослушался мать свою? Как поставивший церковь на третье место, располагает служить Богу, Который на небе? Очень хочется узнать.

 


Какой коварный дьявольский трюк: поставить служение в церкви на третье место, чтобы законно сделать идолом семью. Скажу вам, дорогие друзья, не надо это ни вам, ни вашим детям, ни женам, ни мужьям, ни родственникам, ни друзьям, чтобы с них сделали вы себе идола, чтобы поклоняться, служить, приносить все лучшее. Не благословит Бог в таком случае ни вас, ни дорогих вам людей. Особенно важно усвоить этот урок тем, которые становятся на путь служения, кто хочет иметь посвящение. Христос прямо сказал:«Кто не возненавидит…, тот не может быть Моим учеником». Обратите внимание, не посланником Господним с миссией, а только учеником. Прошу вас, не тешьте себя иллюзиями, ни одна йота не будет нарушена, в смысле, закон, порядок, не изменится, и нет здесь ничего антигуманного. Разве не отдают долг Родине в первую очередь, к примеру, в случае войны? У людей же военных профессий по жизни на первом месте служба, а потом семья, в противном случае - не быть офицером. И если вы воистину честно служите Богу на 200%, уверен, Бог не оставит дорогих вам людей и Его забота о них далеко не та забота, которую могли бы явить вы, при всей своей полной самоотдаче.

 

И последнее, чем и хочу закончить этот вопрос. Все служители знают о значении семьи в их служении. Если семья положительная, то это - неоценимое подспорье для пресвитера, дьякона, благовестника и т.д., это неприступный форпост. Если же семья отрицательная, то это страшное бедствие для служителей. В связи со словами, записанными в первом Послании к Тимофею 3:4-5, семью сделали одним из определяющих условий для пресвитерского рукоположения. Ни любовь к Богу данного человека, ни его ревность по делу Господню, ни его жертвенность, ни те очевидные знаки Божьего благоволения к нему- ничто не перевесит существующую проблему в семье. Одним словом, пасторское рукоположение зависит от «ближних». Скажет жена доброе слово о муже своем - рукоположат братья, пустит плохую молву – все, зарубят на корню с условием решения вопроса с женой. Правильно ли это, что служительского сана можно лишиться в связи с тем, что взбунтовалась жена, мать или еще кто-то из родных? Это что значит? Что служителю нужно кривить душой, заискивать, идти на компромисс с нахальной бабой, капризными детьми, ради мира, чтобы состоялось необходимое для служения рукоположение? Никак! В 1Тим. 3:4 написано: «Хорошо управляющий домом своим», это в смысле поддерживающий порядок, установленный Богом, который включает и такой момент:«Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, сын матери твоей или сын твой или дочь твоя, или жена на ложе твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои. …То не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, и не жалей его, и не прикрывай его; Но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа» (Втор.13:6-9). Апостол Павел, когда писал Послание, хорошо учитывал этот момент. А учитывают ли сегодняшние служители, требующие мира и согласия в семье любой ценой, в равной степени сваливающие проблему в семье, как на перспективного служителя Господнего, так и на рядового члена церкви, но живущих в одном доме, в одной семье. По большему счету, эта проблема гораздо больше и требует более тщательного исследования закономерностей нашего времени и глубокого понимания заповедей Господних. Я же кратко коснулся самого необходимого для понимания в вопросе о посвящении, дабы не отвлеклось внимание у читателя от той цели, которую преследует данная статья.

Апостол Петр пишет: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет» (1Петр. 2:9). Это значит, все принявшие Иисуса Христа, как Господа и Спасителя, принадлежит к священническому роду. Равноценно тому, как всякий родившийся в колене Левия, принадлежал к священническому роду. Протестантская доктрина «О всеобщем священстве» узаконила право всякого верующего на священнические полномочия, что есть благословенным и угодным Богу делом. Но я хотел бы обратить внимание вот на что: принадлежность принадлежностью, но фактически, на служение Левиты допускались в возрасте 25 и 30 лет. «Вот закон о Левитах: от двадцать пяти лет и выше должны вступать они в службу для работ при скинии собрания» (Числ.8:24-25). «И сказал Господь Моисею и Аарону говоря: исчисли сынов Каафовых из сынов Левия…, от тридцати лет и выше до пятидесяти лет, всех способных к службе, чтобы отправлять работы в скинии собрания» (Числ.4:1-3). Все прекрасно знают, что Иисус Христос начал Свое служение в тридцать лет (Лк.3:23). Это все говорит нам о духовной зрелости, которая должна предшествовать заступлению на служение, т.е. предварять посвящение. Апостол Павел пишет Тимофею, что епископ: «Не должен быть из новообращенных,чтобы не возгордился и не подпал осуждению с дьяволом» (1Тим. 3:6).

Итак, что есть духовная зрелость и как она достигается? Для Левитов все было просто: достижение обозначенного законом возраста давало право приступать к прямым своим обязанностям.

Если касательно нашей ситуации, то возраст 30, 40, 50 лет нам явно ничего не говорит. Можно всю жизнь проходить в церковь, но, фактически, остаться младенцем во Христе и ни о каком служении не стоит и мечтать. Что же в нашей ситуации определяет зрелость? Может быть, законченная семинария, т.е. полученное богословское образование, как это принято сегодня считать? Но давайте подойдем к выпускникам семинарий с мерилом апостола Павла: (1Кор.3:1-3) «Я не мог говорить с вами, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе…Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы?» Новоиспеченные «служители», «бакалавры», «магистры» свободны от вышеперечисленных качеств или нет? Думаю, не сложно прийти к выводу, что богословское образование еще ничего не говорит. В наше время богословские дисциплины преподаются в светских вузах и люди, вообще далекие от веры в Бога, неплохо их усваивают. Итак, наш вопрос по-прежнему остается открытым: как определить духовную зрелость? В принципе, все очень просто, правда, эта практика канула в прошлое. Многие о ней забыли, а некоторые вообще никогда не слышали.

 


Чарльз Сперджен в свою семинарию набирал студентов, которые имели хотя бы небольшие плоды: кто-то помогал пастору в церкви, в проповеди; кто-то группу вел; кто-то трудился как благовестник. Способность «родить» нечто духовное – это показатель зрелости. Даже можно взять предваряющее плоду условие – любовь. Все вы знаете, что «любовь» – это свойство взрослых и, по большому счету, не важно человек грамотный или безграмотный, талантливый или нет, молодой или старый, не важно из какой среды он, но чрезвычайно важно любит ли он Бога? Так ориентировался Сперджен. И я призываю всех пасторов, преподавателей и ректоров семинарий в предполагаемых служителях искать, во-первых, именно это качество, а дальше лелеять и взращивать его, ожидая добрый плод для Царства Божьего.

 

Следующий признак зрелости (Ис.7:15) «Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе». Обратите внимание, не просто знать ту или иную богословскую позицию, того или иного богослова, как это сегодня принято. Здесь требуется гораздо большее. Здесь требуется способность проделывать аналитическую работу, отвергать худое и избирать доброе. Имеется в виду то, что детишки не могут отличить алмаз от стекляшки, страшный яд от витаминки. Взрослый же в этом разберется, как разобрался Христос, и увидел за благочестивой внешностью книжников и фарисеев «гробы окрашенные» и «змеиное отродье», а в их учении - ядовитую начинку. По большому счету, это должен делать каждый служитель Господень. Но до этого ему нужно дорасти, т.е. «питаться молоком и медом». Много чего исследовать, много чего понять, покуда чувства навыком не приучатся к различению добра и зла (Евр.5:14). Да поможет Господь всем нам и эту истину уразуметь.

И последнее, мы уже пришли к тому, что до посвящения человек должен сформироваться в целостную личность, с твердо и ясно обозначенным ориентиром: не младенец, колеблющийся и увлекающийся всяким ветром учения (Еф.4:14), но созданный по Богу в праведности и святости истины (Еф.4:24). Не сложно, думаю, будет к пониманию, что до посвящения человек должен прийти в профессиональную зрелость. Левиты до 25 лет занимались ничем иным, как подготовкой к служению, т.е. учебой. Можно ли было допустить ошибку при жертвоприношении Богу, к примеру, жертву повинности принести как жертву всесожжения? Конечно же, это недопустимо. Неточность должна быть исключена, для этого нужно знание Закона и практический навык. Поэтому, учеба должна предварять посвящение. Учились апостолы у Иисуса Христа, следующее поколение служителей учились у апостолов и сегодня новое поколение слуг Господних должны учиться, во-первых, непосредственно в своих пресвитеров и учителей, а потом в семинарии. В наше время это не только правильно, но крайне актуально, в связи с небезызвестным дефицитом служителей по церквам. Поэтому, одной из первенствующих задач для пресвитера должна быть цель: приготовить преемника и очень хорошо, чтобы он был не один. Таким образом, и церковь не останется без пастора, и будут сохранены добрые и славные традиции предыдущего поколения христиан, а кандидат в служители будет не только богословски образован, но и иметь начальный практический навык, необходимый для посвящения на служение.

Точку в этом разделе я хочу поставить нравственно-этической характеристикой допускаемого к служению человека. О важности этого аспекта нет нужды много писать, достаточно упомянуть слова апостола Иакова: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Может ли служитель осуществлять служение без благодати? Вопрос этот риторический, всем понятный. Так что, важность нравственно-этической характеристики налицо. Без очищения, а, следовательно, с грехом, ни один священник не мог приступать к своим прямым обязанностям. За подобную дерзость было предписание убивать: «Скажи им: если кто из всего потомства вашего в роды ваши, имея на себе нечистоту, приступит к святыням, которые посвящают сыны Израилевы Господу, то истребится душа та от лица Моего. Я Господь» (Лев.22:3).

В Ветхозаветное время к служению не допускались с физическими недостатками: «Никто, у кого на теле есть недостаток, не должен приступать, ни слепой, ни хромой, ни уродливый, ни такой, у которого переломлена нога или переломлена рука, ни горбатый, ни с сухим членом, ни с бельмом в глазу, ни коростовый, ни паршивый, ни с поврежденными ятрами. Ни один человек из семени Аарона священника, у которого на теле есть недостаток, не должен приступать, чтобы приносить жертвы Господу…» (Лев.21:18-21). Естественно, физические недостатки, обозначенные здесь, для служителей Нового Завета потеряли юридическую силу. Переломанная нога или ее полное отсутствие не является причинной, чтобы не допускать человека, призванного Богом, к посвящению на служение. Серьезной причиной, чтобы не допустить человека к посвящению, являются духовные недостатки. Именно так сегодня нужно понимать этот закон. Ни духовно слепой, ни духовно покалеченный каким-нибудь еретическим учением или всякий, кто не может иметь духовное потомство, не может быть допущен к служению. О чем и пишет апостол Павел: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4:15). Перечислять всевозможные духовные недостатки нет необходимости, в связи с тем, что есть Новозаветные требования к служителям, данные в лаконичной форме в посланиях к Тимофею и Титу. Поэтому, я воспользуюсь этим благоприятным условием, и, дабы не загружать читателя многословием, просто процитирую эти требования. Не думаю, что кто-то столкнется с проблемой понимания этих святых служительских норм. То, что считал несколько сложным, я объяснил раньше.

Итак, прочитайте 1Тим. 3:1-12. «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую. Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим».

 


Вот так последовательно мы подошли к самому посвящению, к этому особому, торжественному событию в жизни священнослужителей. Выполнены все предварительные требования, проведены все ритуальные заботы, подготовлены соответствующие жертвы, отдельно пред скинией собрания стоят левиты, по этому поводу собрано все общество сынов Израилевых. И вот начинается сакраментальное действо. Пред Господом, что очень важно, сыны Израилевы возлагают руки свои на левитов. Бог - свидетель тому, что народ приложил руку к тому, чтобы отделить этих людей на служение Богу. Таким образом, народ признал новый, особый статус этой группы людей. Я почему так подробно? Да потому, что сегодня в церкви забывают об этом статусе служительском, когда выдвигают на служение: был Васька – Васькой и остался, если не по внешнему признанию, то по внутреннему – точно. Тогда как брат выделен для того, чтобы являться пред лице Господне, ходатайствовать за народ и пред народом возвещать Волю Господню. Извиняюсь за отступление от рассмотрения особо торжественного события, где особое место принадлежит Аарону. Именно ему предназначено Богом непосредственно совершить посвящение, а Левиты возложат руки на тельцов, в жертву за грех и всесожжение Господу. Ну, понятно, сегодня у нас жертва одна – Христос. Об этом много говорят и нет нужды долго на этом останавливаться. Напрашиваются другие вопросы, на которых хочу остановиться. Первый: зависит ли качество посвящения (если можно это так назвать) от того, кто это посвящение осуществляет? Второй: может ли человек быть посвященным в тайны Богом без человеческого (механического) рукоположения.

 

На первый вопрос, исходя из 2Тим.1:6, можно ответить положительно. Апостол Павел акцентирует, что дар Божий, данный Тимофею через его рукоположение. Следовательно, значение имеет, кто рукополагает: действительно Богом доверенный служитель или так себе, ничем не выделяющийся служитель. И, таким образом, Дар Божий дан, но его нужно «возгревать». А что если проигнорировать это указание Павла? Будет ли прок от апостольского рукоположения?

Вполне допускаю, что равно и наоборот: рукоположение среднего служителя при должном отношении к посвящению со стороны рукоположенного может иметь громадное качественное содержание. И вообще, отвечая на второй вопрос, скажу, что Бог не связывает Себе руки механикой человеческого посвящения, чтобы посвятить того или иного Своего служителя в Свои тайны. Как и написано: «Он не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:25). Равно как и может не дать Своего откровения служителю, признанному лишь людьми. И все же, я хочу, чтобы второе условие не исключало первого, а первое – второго. То и другое важно. Следовательно, к вопросу посвящения нужно подходить очень аккуратно, чтобы не согрешить.

И вот наше долгожданное событие осуществилось. Посвящение, к которому с моим дорогим читателем шли, состоялось. Осталось расставить все точки над «и». Бог сказал Аарону: «И ты и сыны твои с тобою наблюдайте священничество ваше во всем, что принадлежит жертвеннику, и что внутри за завесою и служите; вам Я даю в дар службу священства, а посторонний приступивший предан будет смерти» (Числ.18:7). Вот чего стоило непосвященному поучаствовать в служении, а на первый взгляд – благое дело: кто-то хочет помочь в работе при скинии. Учтите это обстоятельство. Учтите еще и такое: «Симон же, увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги» (Деян.8:18). Думаю, комментарии излишни, разве что напомню, что не становятся служителями и «по знакомству».

И последнее. «Моисей поставил скинию, и помазал ее, и освятил и все принадлежности ее, и жертвенник и все принадлежности его и помазал их и освятил их» (Числ.7:1). Когда отделены и посвящены люди, освящена скиния, жертвенник и все принадлежности, могло ли быть что-нибудь не освященное на том месте, где присутствует Бог? Что же получается у нас по церквам? Посвящение на пресвитеров есть, на дьяконов, учителей, благовестников – аналогично. Но ведь в церкви есть другие служения. Вспомните, в первоапостольской церкви, для того, чтобы «пещись о столах»! были специально посвящены на это служение люди. Скажите, разве дети наши менее важное обстоятельство, нежели пища, чтобы не посвящать учителей воскресных школ на детское служение? Разве регента, хористы не в святилище работают, чтобы и им иметь соответствующий допуск? Или те же сестры-служители? Итак, в каждой области служения необходимо иметь соответствующее посвящение.

Общим для всех в посвящении есть следующее:

1. Принадлежать к народу Божьему.

2. Посвящение себя со стороны человека.

3. Отделение его от народа самим народом.

4. Посвящение человека Богом.

Дорогие братья и сестры! Настало время, когда нужно поставить служение на качественно новый уровень, а правильнее сказать: возродить его. Медлить нельзя, время играет против нас. Русская раскачка в этом вопросе преступна. Пришествие приближается! Господь грядет! Всю прелесть посвящения вкусит всякий, кто его исполнит. И да поможет нам в этом Господь!

АМИНЬ.

Недостаточно прав. Чтобы комментировать - зарегистрируйтесь на сайте.

Авторизация

Заявка на регистрацию