Каждый человек должен знать, что Иисус Христос есть Господь, Царь и Спаситель всех людей, «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано»; «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено»; «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».
(Некоторые размышление на насущную тему или практически полное высказывание на форуме о кризисе евангельского богослужения)
«На то и щука, чтобы карась не дремал» - есть такая народная мудрость. Знакомясь со взглядами баптистких лидеров на современное богослужение, волей-неволей приходится согласиться с этим высказыванием. Конечно, я знал о наглости «современных музыкантов-новаторов», сюда отношу христианских рэперов, джазистов, исполнителей рока и любителей танцевальной попсы, понимал, что они в своём высокомерии вознеслись до уровня непререкаемого авторитета, а все остальные в их глазах - это «ясельная группа детского сада “Ромашка”». Они не спрашивают разрешения, они не советуются ни с кем, не слушают никого и вызывающе несут к жертвеннику музыку дьявольского содержания, как когда-то Епифан принёс на жертвенник в Иерусалимском храме свинью. Повторюсь, я знал это, но дело зашло намного дальше, чем я предполагал. Мне трудно верилось, что служитель российской баптистской церкви (!) открыто рекомендует поп-рок, а некоторые музыкальные группы он считаетноваторами по примеру И.С. Проханова. Проблема на лицо, это не сон, но у Бога неразрешённых задач нет, так что начнём разговор с азов, а результат предадим в руку Божью.
Крайне необходимо поговорить об особенностях звука, самой малой музыкальной единице, тему которую не рассматривают защитники новых музыкальных форм служения. Для начала хочу предложить отрывок из книги (хотя неплохо бы для всех почитать её всю)
Э. ТРАХЗЕЛЬ-ПАУЛИ «Духовная музыка».
“Руководитель выставки сказал нам, что теперь они сыграют настоящую африканскую музыку. Нас было примерно 35 европейцев, впервые посетивших эту местность. Руководитель попросил занять места. Мы находились в помещении без крыши, в котором были расставлены доски для сидения. Мы увидели, что во всех шести углах сидело по одному африканцу, и у каждого в руках был бубен.
Когда все заняли свои места, руководитель разъяснил, что европейская музыка отличается от африканской, которую мы сейчас услышим. При этом он дал знак одному африканцу, чтобы тот начал играть. Африканец начал бить в бубен. Я не мог установить какого-либо упорядоченного ритма. Потом второй барабанщик получил указание начать игру, потом третий, четвертый, пятый и, наконец, все шестеро играли вместе.
В этот момент внимательно слушавшие европейцы вдруг поднялись со своих мест, вскочили на скамейки и как дикари начали прыгать и танцевать. И меня какая-то невидимая зловещая сила тянула встать, но я обеими руками ухватился за доску, на которой сидел. Через некоторое время я посмотрел на своего друга и брата и увидел, как он обеими руками с силой держится за доску и тоже остается сидеть. Все остальные танцевали и прыгали. Некоторые даже перепрыгнули через меня. Неожиданно руководитель дал знак, и все бубны моментально смолкли. Европейцы вышли из своего экстаза. Они были очень удивлены, пристыжены и извинялись за свои глупости. Они даже не знали, что они делали. Руководитель с улыбкой на лице разъяснил: “Это та музыка, которая все больше внедряется и практикуется теперь европейцами. Эта музыка - также источник американских негритянских спиричуэлсов”. Затем, широко улыбнувшись, добавил: “Европейские христиане теперь еще пишут слова к такой музыке”.
Впрочем, с Африкой всё ясно, примеров таких можно найти предостаточно. Я хочу вернуться к элементарному и в тоже время доступному всякому человеку исследованию. Буквально на днях один человек мне рассказал, что какой бы он не был усталый, но стоит ему постоять у воды, послушать журчание ручья, и усталость покидает его. Я подумал, что журчание ручья и на меня действует успокаивающе. Неповторимые звуки бегущей воды каким-то благоприятным образом воздействуют на моё душевное состояние, помогает снять нервный стресс. Это факт. Кто-то любит слушать звук прибоя моря, волн, накатывающихся на берег; кому-то нравится шум леса, пение птиц, звонкий смех детей. Это всё звуки, значение которых человек не понимает, но они положительно воздействуют на него. Завывание ветра, звуки зимней вьюги, шум бури или вой волков воздействуют на человека несколько иначе, нежели пение птиц или журчание ручья. Они вселяют в человека чувство тревоги, страха, переживания, и кто поспорит с этим, представитель какой культуры не будет подвержен воздействию звука, разве только мёртвый.Пойдем дальше и зададим ещё такой вопрос: «Как на человека будет воздействовать скрежет метала, или кому нравится визжание тормозов?». Может быть, и есть исключение, что кому-то это нравится, но, как правило, это человека коробит, принося ему неприятные ощущения. Если продолжить эксперимент с подобным звуковыми явлениями длительное время, то это станет для человека настоящей пыткой. Можно ли человека свести с ума просто звуком, без какого либо физического воздействия? Отвечаю: «Да, можно. И кто скажет, что нет?». Это к тому, что музыка сама по себе нейтральна и ничего собой не представляет, как некоторые обманщики заявляют. Забили в бубны африканцы, и пошли в дикарские пляски европейцы, а миссионеры еле удержались от этого. Впрочем, в нашей культуре наблюдается тоже самое: зазвучит определённая мелодия (без слов), и человека просто тянет в пляску, во всяком случае, человек отбивает ногой такт. Мы музыкой подымаем себе настроение, но если ей можно поднять настроение, значит, ею можно и испортить. Головные боли - частый симптом после прослушивания прославления рок-группы. Я такое слышал, и скажите, что это не так, а всё из-за того, что музыка оказывает своё воздействие на человека независимо от слов, даже, если текст евангельского содержания. Всем известен марш «Прощание славянки»; как цепляет эта музыка за душу, но там нет слов. Композитор так выстраивает звуки, что они определённым образом воздействуют на человека, навевая на него тоску, вызывая переживания.Человек, который в первый раз пришёл в православный храм, как правило, не разбирает слов, которые там говорятся, но замирает в благоговении, потому что на него воздействуют соответствующее убранство храма, и не меньше влияют на него звуки: звон колоколов, монотонное чтение Евангелия или Псалмов, церковное пение, где акустика придаёт ему особое звучание.Тишина и та определённым образом влияет на человека. Рассказывал один пастор, что при безмолвной молитве, во время многотысячного богослужебного собрания, у него «мурашки бежали» по телу. Полная тишина, она также о чём-то говорит. Бетховен,уже будучи глухим, написал всем известную «Лунную сонату». И это ещё не всё, вы слышали, как говорят гипнотизеры, когда проводят сеансы гипноза? Они говорят монотонно, с небольшой силой голоса, создавая, таким образом, звуковую интервенцию на человека, от чего он становится послушным этому голосу. В сеансах гипноза решающее значение имеет даже не то, что они говорят, а как говорят. Одним словом мы дошли до того, чтобы сказать, что экстрасенсы владеют магией звука, т.е. удивительной способностью подавлять и контролировать с помощью звука волю человека.