Каждый человек должен знать, что Иисус Христос есть Господь, Царь и Спаситель всех людей, «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано»; «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено»; «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».


Дымарчук Я.С.

Созидающая сила страха Божьего (проповеди семинариста)

И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. (Деян. 2:42-47).

В нашей семинарии все мы часто становимся свидетелями одного повторяющегося действа, когда приезжает к нам новый преподаватель из-за рубежа. Все происходит приблизительно по такой схеме. 

 

Сначала преподавателя нам представляет ректор, затем три часа лекции. После лекции наших гостей ждет приятное знакомство с Москвой, с ее историческими и культурными ценностями. Приезжие преподаватели с большим интересом откликаются на приглашение посетить знаменитую Третьяковскую галерею, Красную Площадь, Кремль. Не отказываются сходить в Большой театр на «Лебединое озеро». Но многие преподаватели-пастора, это мое личное наблюдение, желают посетить православный храм и посмотреть там, как совершается богослужение. Это как бы профессиональное любопытство. Наши пастора не исключение. Когда их возили в Корею, то они также посещали разные церкви. Ведь интересно побывать на утреннем богослужении в четыре утра, посетить многотысячное собрание в церкви Юн Ги Че, в живую соприкоснуться с теми условиями, которые там … К чему я все это говорю? У меня просто возник вопрос: «Как многие захотели бы посетить Первоапостольскую Церковь, будь она, предположим, в Москве? Посмотреть, как там совершаются богослужения, послушать проповедь апостолов Петра, Иакова, увидеть, как их руками совершаются чудеса и знамения. С одной стороны, это нас манит, но есть то, что настораживает, а именно, смерть Анании и Сапфиры. Все вы хорошо знаете, при каких обстоятельствах они погибли. Нас прельщают церкви, где собирается много народа, где играет органная музыка, величественно и благоговейно поют хоры, происходят исцеления, но церковь, где погибают люди, вряд ли привлечет наш интерес. Это страшит, потому что дело может принять неожиданный поворот: а что, если во мне Бог найдет что-то нечистое… и поразит. «И был страх, - сказано в Деянии 5:11-13, - и никто из посторонних не смел приблизиться».

 

 

Наш текст говорит нам об этой церкви и о той атмосфере, в которой происходили все эти события. Здесь три главных героя: Господь, Церковь (апостолы и три тысячи уверовавших), страх. Именно о страхе и его созидающей силе я хотел бы поговорить сегодня.

Что такое страх? В Синодальном переводе понятие страх отображено слабо, хотя можно проследить. Но в английском и греческом переводах очень заметно, что страх выступает как действующее лицо. Этот страх пребывал на каждой душе. Итак, что это такое? Из повседневной жизни мы знаем две природы страха.

Первый вид страха оттого, что я сделал какой-то вред и знаю, что мне придется отвечать за это, дрожу, ожидая наказания за совершенное. К примеру, хорошо знакомые всем нам обстоятельства сдачи экзамена: не подготовился хорошо и идешь на экзамен, как на пытку. Страшно получить «неуд», опозориться перед однокурсниками. Во многих отношениях неприятный момент и поэтому страшно.

Второй вид страха - другого характера. Рассказывали мои друзья, побывавшие на евангелизационном собрании Билли Грэма в Москве, что там был сводный хор из семи тысяч человек. И когда он пел, то от этого пения исходила такая сила, что замирало сердце от громогласного и величественного прославления Бога. Слушающие застывали в благоговейном трепете, как будто соприкасались с Вечностью. Это другой вид страха. Или еще один пример из этого ряда. Вам предлагают взять на руки младенца, а вы никогда еще не держали и вам страшно это сделать, потому что вы боитесь его уронить, сделать что-нибудь неприятное ему, он ведь такой маленький. Вы боитесь причинить неудобство ему, но вы же не боитесь, что он страшный.

Священное Писание говорит, что страх Божий - начало мудрости. Обратим внимание, что это страх Божий, но не человеческий, чего нельзя путать. Чем Бог страшный? Что у Него большие клыки, пасть, когти…? - Да нет, конечно! От величия славы и святости Его страшились, а не оттого, что Он страшный. Бог - совокупность всех совершенств. Он абсолютная любовь, мудрость, истина, святость и сила. Он Себя таким являл Израилю на Синае, в храме. И от явления Его все приходили в трепет и восторг.

 


Был страх на каждой душе, и они постоянно пребывали в учении Апостолов, общении, преломлении хлеба и молитвах, продавали собственность, разделяли всем по нужде, пребывали в храме, имели все общее. Вот эти все действия можно назвать одним словом – «богослужение». У нас не так давно читал лекцию хороший пастор Мун Сон Мо, как раз по литургике. Он говорил, что богослужение – это вся наша жизнь, в церкви мы научаемся заповедям Господним, пропитываемся духом любви к Богу и людям, а выйдя из общения, мы это все воплощаем в жизнь. Так должно быть, но бывает не так. Во времена Ветхого Завета, в храме священники совершали служения точно в соответствии с законом жертвоприношения, как правило. Точно соблюдались и остальные обряды при храме, а вот точность исполнения закона Божьего вне стен его изрядно хромала. Это еще мягко сказано, потому что Бог посылал пророков, чтобы они обличали народ за отступничество. Во времена христианства отмечается повторение оного. На богослужебных собраниях в церквах сохраняется благоговейная атмосфера предстояния пред Богом, чинно исполняются все обряды, но в жизни часто-густо можно встретить всякое беззаконие со стороны христиан. Пастора очень большое внимание обращают на благоговейность, на наличие страха Божьего при совершении молитв, а особенно причастия. О чем можно было бы поговорить, как подходили к нему Цвингли, Кальвин, католики или православные. Это важный вопрос, но сегодня я хочу сделать акцент на богослужение вне церкви, исходя из этого текста, учитывая, что на каждой душе пребывал страх.

 

Первый момент, они пребывали «в учении апостолов» т.е. не только слушали проповеди, лекции апостолов, но и практиковали это в жизни. Очень важная особенность. Первые христиане ясно осознавали, что апостолы – посланники Бога, что их учение - это «слова жизни», а все остальное – смерть. Сегодня, прямо здесь, не всегда профессоров воспринимают достаточно авторитетно, на чем акцентировал наш пастор и много ценнейших моментов пропускается мимо ушей. В результате такого нерадения, будет страдать церковь, души, пришедшие туда. Ченоним говорил, что те студенты, которые добросовестно отнеслись к учебе, показывают хорошие результаты в служении. Нужно прямо посмотреть правде в глаза и ответить себе на вопрос: «Какое мое отношение к Евангельскому Слову? Оно, т.е. Слово, - предмет для философствования или заповедь для исполнения?». В первоапостольской церкви слово апостолов становилось жизнью верующих, к чему нужно стремиться и нам.

Второй момент: «они имели все общее». Для нас, имеющих опыт строительства социализма и коммунизма, слова эти действуют отталкивающе. Именно к этому стремились коммунистические идеологи. В народе сложилось устойчивое понимание: «общее, государственное, значит, ничье». Поэтому было даже такое восприятие, что, если взял, не спросив на предприятии, это не воровство. Общее - это не значит, что каждый только пользуется общими возможностями, но и каждый вкладывает для созидания этого общего. В наших церквях превалирует коммунистическое восприятие общности. Пользоваться - все не против, а вкладывать - особого желания нет. Если это мое, то - мое, а если церковное, то это забота пастора.

Третий момент. Теперь объясним то, что они продавали свои имения и разделяли между всеми по нужде (по нужде, а не по родству или знакомству). Все вы знаете, что в первой церкви пользовались Ветхим Заветом, и именно в нем было предписание Закона: «Кто собрал много, чтобы не было лишнего, кто собрал мало, чтобы не было недостатка». По этой причине, в Израиле не получил развитие рабовладельческий строй, как в других странах, потому что вопреки стал Закон Моисея, который не позволял брата-еврея держать в рабстве более семи лет. Был, так называемый, юбилейный год, когда рабов-евреев отпускали с имуществом. Но Израиль грешил: жертву приносили, а эти заповеди очень часто не исполняли. Один из примеров этого описан в книге пророка Иеремии 34 главе с 8 по 11 стихи, здесь князья отпустили рабов, а потом передумали и вернули их обратно. Апостол Иоанн говорит об этом так: «Как пребывает любовь Божия в том, кто, видя брата своего в недостатке, закрывает от него сердце свое» (1Иоанна 3:17-18). Дорогие друзья, давайте и мы любить не словом или языком, но делом и истиною. Иначе можно задать вопрос: «Имеем ли мы страх Божий, благоговеем ли мы перед словом Его, послушны ли мы Ему?».

Следующий момент, «принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога». На первый взгляд, это вообще не вяжется со страхом Божьим, ибо у нас внутри выработано ложное восприятие его. Когда мы говорим о страхе Божьем, то у нас перед глазами сразу предстает монах в черной одежде со словами: «Убойся, нельзя». О какой радости может тогда идти разговор? Хотя достоверно известно, что милиции страшится преступник, а экзамена - двоечник. Если я хорошо подготовился к нему, то сдача экзамена для меня в радость. Я тогда свободен и весел, ведь я выполнил домашнее задание качественно и в срок. Я люблю Христа, и поэтому я делаю все своевременно. Я боюсь огорчить Христа, и это меня мотивирует на исполнение заповеди Его.

И как результат трепетного предстояния пред Богом и исполнения Его заповедей явилось то, что Господь ежедневно прилагал спасаемых к церкви. Ибо так есть написано: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66:2). Другим словом, на тех людей, которые имеют страх Божий. Подумайте сами, в этой церкви сложилось такое отношение к Богу, к Писанию, Апостолам, друг ко другу, что Бог естественно действовал там Духом Святым, прилагая спасаемых к церкви. В малом верен - над многим поставлю. Наличие страха Божьего, живой отклик на Благую весть это есть те составляющие, которые производят вот такой успех в деле проповеди Евангелия. Это сработало тогда, это будет работать и сегодня.

Страх Божий относится к такой категории вещей, как ум. Его не видно, но поведение человека говорит о наличии его или отсутствии, так же дело обстоит и со страхом. Мы студенты духовной семинарии «грызем гранит» богословских наук, но будем помнить, что начало мудрости – страх Божий, потому что мы можем иметь большой багаж знаний, но не будем знать, как их применить, ведь это дело мудрости, которая начинается со страха Божьего.

О важности страха Божьего для церкви, христиан и служителей, о его созидающей силе, сегодня напомнил слабый и ничтожный раб Его. Да поможет Господь воспринять эту истину! Аминь!

Недостаточно прав. Чтобы комментировать - зарегистрируйтесь на сайте.

Авторизация

Заявка на регистрацию