Каждый человек должен знать, что Иисус Христос есть Господь, Царь и Спаситель всех людей, «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано»; «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено»; «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».


Дымарчук Я.С.

Не раздражайте, но воспитывайте своих детей

Название моей статьи, в какую-то меру звучит резко и слишкомпрямолинейно. Я знаю, что другой стиль ведения бесед, проповедей и также для статей используется в современном христианском обществе. Может быть, я не рискнул бы нарушить эту приятную для многих христиан многовековую, устоявшуюся традицию, если бы данные слова не были из Святого Писания, которые имеют в себе несравненно больший авторитет и силу, чем что-либо устроенное людьми.

Второе, что дает право вот так вот прямо поставить вопрос - это наши дети. Они не виртуальны, они конкретны и то, какими они будут воспитаны или нет, для меня, как для пастора, имеет большое значение.

Думаю, что в этом отношении меня поддержат многие читатели и с удовольствием вникнут в суть вопроса с последующим принятием соответствующих решений по сути.

Наверное, кто-то сразу хочет мне напомнить, что газета эта сестринская, а текст Священного Писания, который взят в оглавление статьи начинается словами: «Отцы, не раздражайте…», так что рассуждение как бы не по адресу. В любом случае, я благодарен за напоминание, хотя доказывать, что под словом «отцы» подразумеваются родители, не буду потому что, согласно библейской традиции, отцы рождают, а не женщины. (Прочитайте в Ев. от Матфея, там написано, что Авраам родил Исаака и т.д. ). Так что, доказывать нет смысла, все ясно. Единственно на что надеюсь, что среди сестер найдутся те, которые переживают за воспитание своих детей, и данная тема найдет отклик в их сердцах.

Дорогие друзья! Пришествие Христово приближается, не за горами Судный День. Все мы предстанем пред Белым Престолом. И Бог, как ни странно, не спросит нас за то, насколько эффективно церковь боролась за охрану окружающей среды (если и спросит, то не в первую очередь). Также как не спросит насколько активно церковь боролась за социальную справедливость и разрешение вопроса расовой дискриминации, о чем так много шума. Разрешение этих проблем предусмотрено Святым Писанием. Но это, во-первых, вторично, а, во-вторых, специфика и форма решения этих задач другая, нежели то, что мы имеем сегодня. Поверьте, не участие в споре в отстаивании преимуществ в той или иной политической системы, не проблема глобального потепления, Бог Словом Своим определяет вращаться нашей земле среди планет солнечной системы, и в течение многих тысячелетий она следует по определенному ей курсу без единого сбоя. Так что, будьте уверены, катастрофического потепления и понижения температуры без санкции на то Бога не произойдет. Дети наши, то, какими мы их воспитали вот то, за что наверняка спросит с нас Господь!

Я не знаю, чем были увлечены ефесяне или колоссяне, что им ап. Павел напоминает о воспитании детей. Могу предположить с высокой долей вероятности, что это были философские споры о высоких материях, как это было свойственно греческим обществам, которых, в смысле, «споров», хватает и в наши дни. Сегодня проповедники, богословы увлеклись дебатами о предопределении,межконфессиональными различиями, разным пониманием вопросов о Царстве Божьем и Втором Пришествии, забыв при этом об ответственности за воспитание детей. Задайте себе вопрос и честно на него ответьте: когда вы слышали проповедь на эту тему? Или когда служитель церкви собирал родителей и по этому вопросу делал требуемую работу? Это тот случай, когда я всем сердцем желал бы, чтобы я оказался не прав, и все выглядело иначе.

Воспитание – это целая наука, включающая в себя множество условностей, которые нужно знать и, исходя из ситуации, их учитывать. А если нет, то на что тогда рассчитывать? На наше традиционное «авось»? Так что, придет День и Бог, посмотрев на воспитание наших детей, кому-то из нас скажет: «Войдите благословенные», а кому-то прозвучит: «Бросьте их во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов», куда они определили своих детей своей беспечностью и ленью. Не будет весомым аргументом в наше оправдание, что мы массу времени, сил и средств тратили на то, чтоб наши дети по моде были одеты (не хуже, чем другие), чтоб было разнообразное меню питания и хороший отдых или даже высокое образование для успешной карьеры. Все это теряет всякий смысл при невоспитанности наших сынов или дочерей. Для общества и, тем более, для Бога имеет значение, какими личностями будут наши дети. Вот за это Он и спросит со всей Своей принципиальной святостью. Отсюда-то и исходят слова: «… отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4).

Какую историческую уникальную ситуацию мы имеем в наши дни, которой должно обеспокоиться мировое сообщество. Подростки стали страшной силой для общества. Поколебать волной насилия и беспорядка такую страну как Франция (!) – неслыханное дело. Знакомы ли вы с подобным историческим фактом? И эта волна прокатилась и по другим странам Европы: разбитые витрины, сожженные машины и прочее – все это дело детских рук. Америка содрогнулась от того, что молодой человек хладнокровно расстрелял 32 (!) студента и преподавателей. Сами знаете, что это не единичный случай. Подобное сегодня происходит дальше чаще.

Так что, смело можно говорить о кризисе воспитания на государственном уровне. Сегодня такая система воспитания, которая вызывает раздражение, вместо того, чтоб формировать из молодых людей достойных граждан своей страны. В данном случае, не говорю как данность этого вопроса, я лишь обозначил опасную и неприятную тенденцию. Воры, убийцы, пьяницы, наркоманы, грубияны и лентяи, эгоисты и высокомерцы и т.д. – все рожденные родителями. Все это плоды нашего воспитания, точнее его отсутствия. К стыду нашему, ситуация такая в этом вопросе, что хороший хозяин собаки или лошади больше расскажет о том, как нужно их воспитывать (дрессировать), как ухаживать, кормить, чтобы достигнуть хороших результатов, чем любящая мать может поделиться воспитательным процессом своего ребенка. Многие и многие детки растут, словно цветы в диком поле. Так разве дети хуже собак и котов, что об их воспитании меньше заботятся нерадивые родители! Отрезвитесь, как должно, сами и помогите это сделать своим ближним. Хоть я и не сторонник радикальных мер, и все же считаю правильным: за невоспитанность детейпривлекать к ответу родителей (и даже педагогов), так же как считаю правильным, что особого почета и уважения достойны те родители (и педагоги), которые воспитали своих детей добрыми, порядочными, честными, трудолюбивыми и т.д.

Не намного лучше обстоят дела и в церкви. Сделанная ставка родителей на воспитание детей в воскресных школах, (чтоб их самим не раздражать), оправдала себя частично. Много детей, обучавшихся в воскресной школе, впоследствии ушли из церкви или ещё хуже идут путем сыновей священника Илии. (1Цар. 2:12-17, 1Цар.3:13), будучи в церкви, живут по-мирски, отвращая народ от Бога. Даже думать не стоит, что без нашего родительского участия, методом «кукушки», возможно провести плодотворную воспитательную работу с нашими детьми. Да и нормальные родители сами не доверят своих детей, чтобы их кто-то воспитывал вместо них, это ведь их «кровь и плоть». Большая, но, вместе с тем, приятная ответственность ложится на нас: воспитывать своих детей в учении и наставлении Господнем, а не раздражать. Это все, что касается категории людей, которые соотносят себя к слову: «Отцы…».

Теперь в продолжение нашего разговора: «Не раздражайте, но воспитывайте…», я в какую-то меру повторю вышесказанное. Есть такое воспитание, которое не грех назвать воспитанием, но есть такое воспитание, которое ничего, кроме раздражения, не вызывает. Для наглядности расскажу одну историю, которую мне поведал хорошо знакомый мне брат. Случилось ему увидеть жизнь одной семьи изнутри. Непростая ситуация. После того, как уверовал глава семейства, жена его оставила вместе с детьми. «Подымать» детей отцу пришлось одному, он их не бросил, как нерадивая мать, но воспитывал детей, применяя методику жестких запретов: «это нельзя», «это не трогай», «туда не ходи». Дети очень плачевно выглядели: запуганные, подавленные, хотя и слушались отца: посещали церковь, читали Библию, молились и т.д. Кажется, главное есть результат и этим все сказано. Но получилось так, что как только дети повзрослели, «шарахнулись» они от отца и заодно от церкви. Вывод такой: не воспитывал отец детей своих таким методом, а раздражал. До поры, до времени они терпели (дети все-таки), а потом убежали от назойливого родителя. Я не хочу никого судить (отец делал из добрых побуждений), в данном случае, сама жизнь судит. На фоне этого примера я хотел бы спросить вас, матери: «Что стоит ваше занудливое пиление, которым вы так особенно любите вразумлять своих детей?».Насколько оно воспитывает – вопрос, но раздражает – точно. Это одна из самых распространенных ошибок в воспитании. Вторая, из самых распространенных – это другая крайность, противоположность первой. Заметив, что от нравоучительных бесед дети раздражаются, (здесь, действительно, есть такая закономерность, что наиболее часто  у людей вообще и у детей в частности: беседа о Боге и Его учении вызывает подобное) родителями все делается, чтоб этого не допустить. Доходит до того, чтоб ребенок не раздражался, вообще его не воспитывают. Ссылаясь на то, что в жизни сам придет к нужному пониманию. Крайне рискованный и безрассудный шаг! Если сказано «воспитывайте», так нужно это делать. Мало того, у нас уже дошло до того, что дети под себя воспитывают своих родителей. Они определяют какой должна быть настоящая мать, каким должен быть настоящий отец, и что самое интересное (!), родители, как под гипнозом, пляшут под их дудочку. Присмотритесь повнимательней, что вокруг происходит:нет гарантии, что в числе таких родителей не увидите и себя. Как детям это удается, рассматривать не будем. Цель этой статьи, чтобы удавалось родителям воспитывать своих детей.

Дорогие друзья! Наша задача, как верующих родителей, состоит в том, чтоб «воспитать детей в учении и наставлении Господнем». Это не значит, чтобы они только знали Господне учение информативно, но чтоб жили так. Можно ведь Библию знать наизусть и быть при этом незаурядным эгоистом. Поэтому, да не введет Вас в заблуждение библейская осведомленность детей, но добивайтесь очевидных Вам и окружающим результатов. Итак, чтоб не раздражать детей, но воспитывать, необходимо весь учебный процесс тщательно продумать и иметь его в голове. Прежде всего, нужно ясно обозначиться: а, собственно говоря, кого мы хотим вырастить из наших детей, и сказать об этом Богу, и не раз. Событие с Анной (1Цар.1:10-11) учит нас, что правильнее всего обозначиться с тем, каким мы видим своего ребенка ещё до зачатия, как минимум ещё до рождения. Тем самым мы вверяем свое желание Богу и сами действуем целенаправленно, исходя из жизненной логики. Когда желаем, чтобы наш ребенок был художником, мы учим его рисовать, отдаем его в специализированную школу. Подобно и здесь, желаем вырастить доброго человека - с детства учим делать добро, хотим вырастить законопослушного - с младенчества учим послушанию, хотим вырастить честного – с младенчества учим честности, пресекая всякое вранье. Как видите, все просто.

Дальше, очень важно согласовать, чтоб заданный облик, на который равняетесь, гармонировал с вашим внутренним содержанием. Имеется в виду такая несостыковка, что если вы сами ленивы, а хотите ребенку привить трудолюбие, если сами вы неряшливы, а от ребенка хотите, чтобы был опрятным и т.д. Так знайте, ничего у вас не получится, а ваша воспитательная работа превратится в хорошего раздражителя с плачевными последствиями.

Еще одним очень серьёзным раздражителем есть отсутствие родительского авторитета в воспитательной работе. Если вы думаете и стараетесь внушить детям, это касается вас, матери, что родить и являть заботу о физическом состоянии, этого уже достаточно для авторитетного признания вас, то вы глубоко ошибаетесь. Авторитет человеку не придает наличие денег или чего-то в этом роде. Богатые родители часто ошибаются, думают, что они - авторитет, а, фактически,  авторитет - их деньги. По-настоящему, житейская мудрость, сила духа, мужество имеют серьёзный и долговечный успех в глазах детей. Поэтому позаботьтесь, чтобы в глазах детей быть авторитетным. Как я отмечал про себя, что ребенка даже похвала(!) от не авторитетного родителя может раздражать.

Следующее, в воспитании дайте детям четко понять, что вы хотите от них. Будьте последовательны в своих действиях, к примеру, если вы определились, что грубость по адресу взрослых достойна «розги», а тщательно убранная комната - поощрения, так не изменяйте своим правилам, покуда у вашего сына или дочери это не врастет в естество. Львиная доля успеха в воспитании зависит от дисциплины, которая зиждется на системе наказания и поощрения. Помните, что серьёзная дисциплина может вызывать возмущение, противление, негодование, но не раздражение, поэтому её опасаться не стоит, а даже наоборот. Излишняя вольность служит благоприятным условием для раздражения.

И последнее, я не был бы христианином, если бы не сказал о значении любви отцовской, материнской в воспитательной работе. Все вышесказанное без любви приобретет казарменный оттенок, что явно не к успеху. Поэтому, родителям важно создать семейную атмосферу радушия, теплоты и взаимопонимания. Не будьте скупы на ласки, напитайте ими своих детей, не упустите время, ребятишки наши растут быстро, а взрослым детям такое родительское внимание  уже не надо. Уделяйте время для совместных служений, занятий и прогулок. Непременное условие семейной жизни - чувство юмора, смех, пение, праздники - это все то, что при серьёзном воспитании поможет избежать раздражения. Уверен, целостная воспитательная программа, ясность и понимание в путях достижения цели, приумноженная на вашу любовь и верность Богу, добавив личностный авторитет, будет не к раздражению, а условием для того, чтобы наши дети были воспитаны в учении и наставлении Господнем.

Аминь.

Недостаточно прав. Чтобы комментировать - зарегистрируйтесь на сайте.

Авторизация

Заявка на регистрацию