Каждый человек должен знать, что Иисус Христос есть Господь, Царь и Спаситель всех людей, «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано»; «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено»; «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».


Дымарчук Я.С.

Кто остановит безбожное изучение Библии

“Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…” (2Тим. 3:16).

Бог через Апостола Павла дал Новозаветное повеление изучать Священное Писание: “Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя” (1Тим. 4:16). “Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса” (2 Тим.3:15).

 

Из этого видно, что Библия, как это часто звучит в христианских кругах, является путеводителем во спасение. Простым языком, это - инструкция для человека, данная Богом, для праведной жизни пред Ним, подобно тому, как производителем выдаются инструкции по правильной эксплуатации, к примеру, каких-нибудь электроприборов.

Казалось бы, проблем не должно быть, прописные истины, черным по белому навечно зафиксированы в Библии. Так оно, действительно, и есть, но проблема возникает в том, что “люди пустились во многие помыслы” (Еккл.7:29). Сам дьявол включился в коварную работу. В Евангелии от Луки 4:10-12 сатана запросто использует слова из Священного Писания для искушения Иисуса Христа. Поэтому не стоит обольщаться и нужно хорошо понимать, что если кто-то говорит “написано…,” этим “кто-то” может быть дьявольский слуга, готовящий ловушку для беспечного верующего, как готовил дьявол для Самого Иисуса Христа. Следовательно, вопрос изучения Слова Божьего довольно непростое дело и, порой, с непредсказуемым финалом.

Очень показательна в этом смысле библейская картинка времен служения Иисуса Христа. Израиль в то время, как и сейчас есть, соблюдал Закон Божий, данный Моисеем, тот же Закон исполнял и Христос, как и написано: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить” (Матф.5:17). И что же мы видим? А видим мы принципиальную разницу, которую подметила аудитория слушателей Иисуса Христа, разница хотя бы в том, что “Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи” (Матф.7:29). В конечном счете, ревнители Закона Моисеева, распяли Того, Кто, действительно, этот Закон исполнил. Одни исполнители Закона, как бы исполняя этот Закон, убивают другого исполнителя: “Пришел к своим, и свои Его не приняли” (Иоан.1:11). Как может такое быть? Дело в том, что Христос исполнял Закон так, как продиктовал Ему Отец “…Я ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой…” (Иоан. 8:28). Иудеи же исполняли Закон таким образом, как их научил дьявол “Ваш отец дьявол и вы хотите исполнять похоти отца вашего…” (Иоан.8:44). “Кто от Бога, тот слушает слова Божии; вы потому не слушаете, что вы не от Бога” (Иоан. 8:47). Напомню, что эти слова сказаны уверовавшим в Него иудеям (Ин.8:31). Они же были научены на фарисейском учении, о котором Сам Христос предупреждал: “Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской…” (Мф.16:6-12), т.е. учения фарисейского и саддукейского, как здесь же объяснено. А что есть учение фарисейское? Это - интерпретация Слова Божьего по наущению дьявола, как мы и видим по результату. И, если Сам Христос об этом так серьезно и настойчиво предупреждает, значит, это учение, действительно, опасно. Опасность его в том, что при внешней богопринадлежной ориентации, оно содержит яд, страшно-поражающей силы. Учение фарисейское – это результат исследовательской работы учёных богословов того времени, результат их изучения Слова Божьего, как выяснилось, безбожного, противного Христу. В их изучении получилось по словам пророка Исаии: “И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, - так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены” (Ис.28:13).

“И оставили важнейшее в Законе: суд, милость и веру” (Мф. 23:23), т.е. на Божью Заповедь были разработаны по подсказке дьявола другие заповеди. И так и получилось, что Закон Божий заменён Талмудом (10 заповедей – в 613 постановлений). Практическое исполнение Закона Моисеева ориентировали на Талмуд, но не на Закон Божий в чистом виде. И это нельзя соотносить к условностям только того времени, мол, фарисеи и книжники канули в прошлое, их сегодня нет.

Сегодняшним Талмудом являются церковные предания и на этой основе - церковная традиция. Пророческое Слово Иисуса Христа его последователям гласит: “Предадут вас на смерть, и тем самым будут думать, что этим они служат Богу”. Если взять, к примеру, те же крестовые походы, они же богословски аргументировались, хотя бы пример сожжения Яна Гуса и его слова: “Святая простота”, в адрес старушки, желающей поучаствовать в “святом деле”. Оправдание или обоснование позорной “индульгенции” также построено на основании Слова Божьего, ловко предложенном дьяволом. Естественно, его в чистом виде редко кто видал, он себя не афиширует. Он принимает облик ангела света и работает под прикрытием богословских школ. Следовательно, фарисейское и саддукейское учения остаются на месте, только под другой вывеской. Кто сегодня возьмётся подсчитывать сколько еретических направлений, доходящих до крайностей, было в истории христианства? А ведь лидеры этих движений твердили: “ Написано…”. Результат лживого истолкования страшный: загубленные души и великий соблазн.

Произошло это в результате безбожного (в смысле без Бога) изучения Слова Божьего и это, несмотря на предупреждения Апостола Петра в своём послании: “Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым” (2 Петр. 1:20-21) или другое место: (2 Тим 3:16) “Все Писание богодухновенно…”. Ещё более ясно определено это обстоятельство в книге Откровение, где Священное Писание подано в виде книги под семью печатями. И никто не мог ни на небе, ни на земле, ни под землёю раскрыть сию книгу, ни посмотреть в неё и только Агнец, Лев от Колена Иудина, может раскрыть эту книгу и снять семь печатей. “И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее” (Откр.5:5). Отсюда делаем вывод: Бог содержит Библию в особом секрете, в тайне и никто не может понимать ее без его соответствующего разрешения. “Тайна Господня - боящимся Его, и завет Свой Он открывает им” (Пс.24:14), апостол Павел говорит: “потому что мне через откровение возвещена тайна…” (Еф.3:3).

Библия – книга, которая стала в недосягаемый ранг и получила право именоваться Словом Божьим. Если произведения смертных людей, требуют определенной подготовки, чтобы понять их смысл, то Библия вообще не идет ни в какое сравнение с человеческими измышлениями, как и написано “…так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего” (1 Кор.2: 11) или другое место: “Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так и пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших” (Ис.55:8-9). Человеческая мыслительная способность просто не в состоянии такие громады оценивать. Давайте еще не забывать факта поражения грехом нашего разума, почему и написано “преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия…” (Рим.12:2). И как подтверждение этого – наша жизнь, в которой мы, даже чисто на бытовом уровне, делаем столько глупостей, ошибок, просчетов (или, может, есть такие, кто не делает?), а ведь все мы вроде бы разумные. Так вот, если в простых делах мы делаем ошибки, то что говорить о более сложных?! Апостол Павел всему интеллектуальному миру делает приговор: “Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих” (1 Кор.1:21). В другом месте говорится: “Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано уловляет мудрых в лукавстве их” (1Кор.3:19). Во всей этой ситуации Бог предусмотрел другой путь для исследования Его Слова.

Первое условие: “Отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и злословие возлюбите чистое словесное молоко” (1Пет. 2:1-2). Здесь очень важна последовательность действий.

1. Очищение от различных скверн. Если условие “отложив…” выполнено, то естество такого человека становится способным впитывать небесно-божественную реалию Его слова. В противном случае, когда условие “отложив…” не выполнено, создается условие возникновения фарисейского варианта: “вожди слепые” (Мф.23 гл.). 
2. Любовь к Слову Божьему, (а не к богословско-толковательской литературе). Любовь, в смысле вожделенная трепетность при прикосновении к вечным истинам.

Второе условие: “Если же у кого из вас не достает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему (Иаков.1:5).
А то ведь получается, как в притче. Умный отец дал наставление своему сыну. Сын же, не совсем уразумев отцовских повелений, пошел к своему соседу за разъяснением их. Так вот и здесь, если человек не понимает то или иное место из Библии, пусть не торопится воспользоваться услугами толкователя, а лучше становится на колени и просит Бога, ожидая, чтобы Бог посетил его и объяснил. О чем пишет Апостол Павел: “Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (1Кор.2:13). В отличие от Павла, современные богословы, профессора, пасторы обычно называют богословскую семинарию, где получили обучение, но не от Духа Святого. Кстати сказать, подбор преподавателей семинарий, в большинстве случаев, производится, согласно правила: “…имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:5). Тогда как туда нужны не только интеллектуалы, но служители Божьи, чрез которых истекает сила “…и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы” (1Кор.2:4). Хочу обусловить: имеется ввиду не в понимании пятидесятническо-харизматического, истерического горлопанства, но хотя бы в понимании силы, которая явилась чрез наших отцов, которые на рубеже 19-20 веков выстояли и победили в схватке с православием, и отстояли право в обществе именоваться церковью, а не сектой. При современной духовности и силе церквей и служителей ее нам бы никогда не вылезти из «секты».

Третье условие: “Вот на кого Я призрю: на смиренного, на сокрушенного, на трепещущего пред Словом Моим” (Ис.66:2). Отсюда следует: если будет должное признание величия Слов Господних, тогда Сам Бог обратит на человека внимание.
Итак, святой путь исследования Писания существует, хотя и немногие им идут.

В истории церкви получилось так, что уже в раннем христианстве для изучения Библии предложила свои услуги философия, как некая мудрость, претендующая на право на земле оценивать всех и вся, (никто, правда, не осмелился проверить насколько верно она это делает). Как бы там ни было, но ее предложение приняли и узаконили ее деятельность. “ Философия - служанка богословия” – такой ее официальный статус. Обетование Иисуса Христа гласит: “Утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам” (Иоан.14:26), приобрело совершенно другую форму: “Философия, которую пошлет высший интеллектуальный человеческий мир, она научит вас всему и объяснит любое место Св. Писания». Философия, в зависимости от той или иной направленности школы, (в зависимости от места расположения) через ею обработанное Слово Божье, формировала жизнь церкви.
Восток был более склонен к мистицизму, созерцанию, в результате и церковь пошла в том же русле. Запад был под влиянием законно - правовых философских стихий и, как следствие, церковь стала не просто церковью, а неким институтом власти, на протяжении веков претендующим на абсолютное господство в обществе.

Протестантизм возник в результате поворота христиан к чистому Слову Божьему. Но уже сегодня видно явное отклонение. Кальвин говорил: “Только Библия”, сегодняшние кальвинисты говорят: “Только кальвинская теология”.

Протестантская доктрина “о всеобщем священстве”, давшая всем доступ к чтению и толкованию Святого Писания, при всей своей положительности имеет недочеты, и сделала большую беду. Суть в том, что до сих пор не разработали правил работы со Св. Писанием, а это повлекло к тому, что уже не “заповедь на заповедь”, а на одну заповедь придумано десять, сто и больше, на одно место Св. Писания – десятки толкований, порой, с очевидным противоречием. Ломают “копья” богословы, сталкиваются “лбами” богословские школы из-за различных мнений. Существует принципиальная разница между современными богословами, пророками и Христом. Христос говорил: “Истинно истинно говорю вам…”, пророки - “Так говорит Бог”, богословы же - “Есть такое мнение и есть другое”. Первые говорят, согласно библейскому определению: “Говорит ли кто, говори как Слово Божие”, вторые – по правилу, продиктованному философией. Она, то есть философия, чтящая человеческий разум, свободно обретается не только в каких-то учебных заведениях, в любой захудалой церквушке она спокойно может присутствовать.

Приведу пример. Деревенская церковь. Три-четыре брата собираются на общение, и они толкуют. У одного - один взгляд, у другого – другой взгляд и т.д., у каждого свое мнение. Может ли такое быть, чтобы на один вопрос четыре разных ответа прозвучало? Если ответить с позиции Евангелия, то это противозаконно, Писание говорит о единстве: “Один Господь, одна вера, одно крещение…”, “ … доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия” (Еф.4:1-14). И правильно было бы, если бы эти братья ориентировались на это библейское правило. Преклонились бы все вместе пред Богом с вопросом, что не должно быть четыре разных объяснения на одно и то же место. Кто здесь прав, кто не прав или вообще, все не правы. Одним словом, посокрушались бы пред Богом, чтоб Он подсказал истину. Ведь толкование для того, чтобы исполнить закон, как ложка для того, чтобы кушать, а не для того, чтобы надмеваться своим плотским умом. И современные христиане копаются в куче человеческих мнений, чтобы найти зёрнышко спасительной истины. Так сегодня говорят проповеди, так пишут богословские труды. Оттого-то во многих христианских странах отмечается кризис веры во всех её формах проявления: пустые молитвенные дома и храмы; безучастность в выполнении Божьих заповедей, нравственная распущенность... Во всех этих условиях спрашивается: “Кто остановит безбожное изучение Библии?” Кто научит святым правилам исследования Писания?

В конце 19 века уже наука предложила свои услуги в изучении Слова Божьего, без особой скромности, намереваясь занять место Духа Святого в этом процессе. Это метод так называемого научного критицизма, со всей своей разветвленностью. Это не просто неприемлемый метод, это особая стряпня дьявольской кухни. Он преступный по нескольким статьям.

1. Уничежение Слова Божьего, которое Бог возвысил. (Употребление методов исследования, как к обычной литературе – преступно, ибо тем самым стирается грань особого статуса Небесно-Божественного Слова.)
2. Преступление против Духа Святого (написано: “Духа не угашайте”, “…пошлю Утешителя который научит…”). Спрашивается кто посмел сделать подмену: вместо Духа Святого подсунуть научный критицизм. Кто? Когда? На каком Соборе получил от Бога право на использование научного критицизма для толкования Святейшего Слова? Какое религиозное общество узаконило это право? А, следовательно, это самоуправство, и Бог за это спросит.
3. Попытка подрыва достоверности Библии, с целью посеять сомнение в её безошибочности. (Пересмотр в подлинности переводов авторства, места и времени написания, поиск редакторских добавок, исторических несоответствий - есть не что иное, как голос дьявола в Эдеме: “…а подлинно ли сказал Бог?”) 
4. Абсолютно безбожный вариант исследования Священного Писания. Написано: “Я бодрствую над словом Моим”, - тогда как в этом случае Бог не фигурирует, вообще Он не учитывается ни в устной традиции, ни при написании текстов Св. Писания; ни при установлении канона, ни в процессе переводов на языки народов мира, ни в процессе сохранения Св. Писания до наших дней.
5. Деконструктивная работа со Св. Писанием под благородным лозунгом “чтобы выявить истину во Иисусе Христе”, не просто преступна, но и кощунственна, ибо написано: “Слово Моё живо и действенно”, как часто говорят: “Библия - живое Слово”. Таким образом, выборка материалов, к примеру, из текста Евангелия для установления формы и характера использования в ранней церкви, ещё хуже, удаление наслоений при редактировании, демифологизация (подобные исследователи утверждают о наличии и такого) напоминают эксперименты с живыми подопытными кроликами, лягушками, жизнь которых поставлена ни во что. Вот так же препарируют Св. Писание, издеваясь над жизненно – важными святынями.

Думаю, что по адресу подобного безумия всем искренним христианам нужно действовать быстро, решительно и сообща. Если даже и не ликвидировать это явление, то хотя бы поставить надежные заслоны по её распространению в наших церквах.
Продолжая рассматривать и анализировать формы исследовательской работы со Св. Писанием, с большим ужасом находишь принципиальное отличие методов работы, предложенных современной экзегетикой или герменевтикой и правилом, поставленным Богом. Он предопределил: “Служение Нового Завета - служения не буквы, но духа”, тогда как и экзегетика, и герменевтика в основе своей буквоедские. Знание языка, на котором написан оригинал (иврит, греческий) ставится многими в первостепенное условие, без которого просто не возможно правильно объяснить Св. Писание. (Я не в коем разе не хочу выступить в защиту лентяев, которые по лени своей не учат эти языки, ибо знание их для служителей слова очень желательное). Современное исследование сводится к тому, чтобы установить автора, место, время написания, исходя из этого, установить исторический, социальный, культурный фон, понять замысел автора. Как он (автор) своей цели достигает, то есть, какие литературные приёмы использует. Уделяется достаточно много внимания и грамматическому анализу. При всей своей внешней законности этот типичный набор используется для исследования любой исторической литературы, и такой подход имеют далеко неверующие (безбожные) люди. Дух Святой здесь совсем не обязательный, так как результат здесь строится на исследовательской работе буквы, слова, литературной формы и т.д. Даже, на первый взгляд, очень положительный, индуктивный метод изучения Библии имеет эту же закваску. Толкование текста даётся в результате изучения данного отрывка, выявления ключевых слов, установления связей между стихами, предшествующими (последующими) событиями, и в результате делается умозаключение с выводами. Бог здесь не обязателен, так или иначе, любой грамотный человек ключевые слова найдёт, взаимосвязь установит и придёт к выводу. Можно ли таким образом понять замысел автора? Разве всегда ключевые слова можно определить их количеством? Порой, одно незаметное слово может быть центрально-опорным, смысловым словом не то, что для отрывка, а вообще на всю Библию. К примеру, Иисус Христос священник по чину Мелхиседека, а сколько сказано о Мелхиседеке? – Да только упоминается мимоходом (Авраам принёс ему десятину), а, вместе с тем, такое громадное значение для всей Библии! Так вот, при индуктивном подходе такая великая истина может оказаться незамеченной. И какой же результат такого изучения? Об этом свидетельствует сама жизнь. Последствие такого исследования проявляется во многих церквях. Знание, полученное в процессе обучения, стало поводом для высокомерия, оно же стало причиной споров, конфликтов, разделений, соблазнов (церкви обычно таких отчетов не предоставляют, но такое есть).

Подводя итог в своей статье, я хочу сказать, что тревожно не то, что столько безбожных вариантов толкования Библии дьявол подсунул в практику жизни церквей. Мы на земле, сатана в великой ярости, он ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить. Он свирепствует, чувствуя близкий конец – это нормально. Есть другое, что очень сильно беспокоит. На болячки здоровый организм реагирует температурой, нарывами, чиханием – это показатель, что организм борется с болезнью. Так проблем в затронутой области чрезвычайно много, а борьбы – нет, во всяком случае, не видно. Ещё более тревожно становится от того, что верующие, даже искренние, поставили себя чужими Св. Писанию. Они не позаботились понять и обозначить агрессию дьявола против Слова Божия. Далее - не возревновали, что “невежды и неутвержденные” коверкают Св. Писание (2Петра 3:16), как будто они имеют право издеваться над святыми истинами. 
Таким образом, вопрос стоит прямо. Кто возревнует? Кто остановит безбожное изучение Библии?

Недостаточно прав. Чтобы комментировать - зарегистрируйтесь на сайте.

Авторизация

Заявка на регистрацию