Каждый человек должен знать, что Иисус Христос есть Господь, Царь и Спаситель всех людей, «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано»; «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено»; «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».


Дымарчук Я.С.

Природа философии и о том, какое право она имеет присутствовать в богословии

Очень важная истина заключена в поучительной интересной истории, которая случилась с Эзопом и его хозяином Ксанфом (философом, у которого была своя школа).

“Решил как-то Ксанф угостить своих учеников и пригласил их на обед. Рабу Эзопу приказал, чтобы тот приготовил самое лучшее, самое прекрасное, что есть на свете.

Тот идёт в мясную лавку и покупает языки от свежезаколотых свиней. И приготовил одни жаренными, другие – варенными, третьи – холодными с приправой. В назначенное время пришли гости, и начался обед. На первое Эзоп подаёт вареный язык под соусом. Ученики были просто восхищены этим, что к обеду их учитель отнёсся по-философски. Через некоторое время Ксанф потребовал следующее блюдо. Эзоп каждому преподносит жареный язык под перцем и солью. Ещё более восхитились ученики, увидев дополнительную философскую мудрость, которую заключали в себе перец и соль. Выпили они вина. Мудрость мудростью, а кушать хочется. Хозяин потребовал следующее угощение. И Эзоп каждому преподносит холодный язык с кореньями. Восторга учеников от вида этих языков заметно поубавилось. У хозяина в глазах появилась неподдельная ярость, когда Эзоп и похлёбку подал из отвара языков. Вознегодовал Ксанф, когда узнал, что кроме языков ничего нет. Призвал Эзопа к ответу:

- Как это так? Тебе было сказано: “купить и приготовить самого лучшего и самого прекрасного на свете!”, а ты что сделал?…

- Счастье моё – ответил раб, - что ты попрекаешь меня в присутствии этих учёных господ. Подумай, ты мне сам сказал: “Купи самого лучшего, самого прекрасного на свете”. А есть ли что на свете лучше и прекраснее, чем язык? Разве не языком держится вся философия и вся учёность. Порядок в государстве, законы, постановления, всё, что есть доброе – всё это, существует лишь благодаря языку. Всей нашей жизни основа – это язык; нет ничего лучше на свете.

Понравилось этому обществу такое рассуждение, и оправдали Эзопа. Не угомонился только Ксанф, возмущенный тем, что Эзоп мудрее его, и приказал Эзопу купить и приготовить на обед самого дрянного, самого негодного на свете. Ничуть не смутившись, Эзоп снова идёт в мясную лавку и покупает также свиные языки и готовит их к обеду. Лицо Ксанфа побледнело от вида первого блюда, поданного Эзопом, при виде второго блюда и третьего сменилось на вид рыкающего льва. Призвал его и спрашивает: “Сказано было тебе купить самого дрянного, самого негодного на свете, а ты, что негодяй купил?” Эзоп спокойно отвечал: “Что же на свете хуже языка? Язык нам несет раздоры, обманы, побоища, зависть, распри, войну, всё плохое исходит из языка. Разве может быть что-то ещё хуже, ещё презреннее, чем язык?”

Прав в первом выводе Эзоп: всё доброе, всё светлое, всё прекрасное исходит из языка. Прав и в другом, что всё плохое исходит также от языка.

Можно было в этом случае всё свалить на язык, вынести вердикт и на этом поставить точку. Но Иаков даёт нам очень интересную подсказку. И что же он пишет в своём послании: “…и язык – огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам, воспаляем от геенны” (Иак 3:5-6). Оказывается, язык этот не сам по себе произносит, как это мы обычно воспринимаем, но у него (у языка) связь с адом, как в данном случае – “будучи сам воспаляем от гиены”. Следовательно, за словами кто-то стоит, и этот кто-то - не просто разум, почему и сказано, что за каждое слово человек даст ответ в зависимости от того, каким источником пользовался.

Итак, мы подошли к тому, чтобы рассмотреть природу происхождения философии, рассмотреть её корни. Но, во-первых, определимся с определением философии и теми задачами, которые перед нею поставляются. Вот как это объясняет Р. Капингам, профессор христианской философии: “Конечно, не существует всеобщего согласия относительно природы философии, чем она является и чем может заниматься. Определения варьируются от широкого понимания, что философия является попыткой понять жизнь и понять её в полноте, до более специфичных, детальных или ограниченных определений. Традиционные определения включают взгляд Платона на то, что философия есть стремление познать Вечное Бытие во всех вещах; и Пауля Тиллиха, что философия есть познавательный подход к реальности, в котором реальность является субъектом. Философия, традиционно включает в себя и критическую, и конструктивную задачу. Критическая сфокусирована на вопросах, касающихся отношения нашего мышления и языка к реальности, истине и фактам, в процессе анализа наших интеллектуальных способностей и мыслительных процессов. Традиционная конструктивная задача философии сосредоточена на интегрировании всего нашего знания во всеобъемлющее и доступное понимание реальности”.

Из этой цитаты отметим то, что не существует одного всеобщего определения касательно философии, т.е. мы уже изначально сталкивается с неопределённостью. Такой поворот нас явно не устраивает, ибо в христианском учении всё должно быть чётко и ясно обозначено, иначе мы далеко от философов не уйдём и увязнем в болоте абстракций и мнений. Как вывел определения философии Р. Капингам, я оставляю на суд читателю, насколько ему ясно и понятно. Мы же своё определение построим из данностей реалий нашей жизни. Есть Вселенная, есть земля, на которой живём (это всё конкретно), есть человек, есть окружающая среда, есть природные явления, на земле работают законы, действуют какие-то силы, с одной стороны. С другой стороны, над этим и, вместе с тем, во всём этом человеческий разум, интеллект, который пытается дать оценку, разумное истолкование происходящему, установить взаимосвязи, дать решения по назревшим проблемам и т.д., одним словом, исходя из характера ее многовековой практики. Философия – это интеллектуально-познавательный центр, оценивающий и объясняющий абсолютно все вопросы: начиная от вопросов мироздания, заканчивая вопросами человеческого бытия.

Но это ещё не всё, ибо сам термин “философия” (с древнегреческого “любовь к мудрости”), включает в себя дополнительное значение сердечного пристрастия, а, значит, “брачной” повязки с данным обстоятельством. А это уже приобретает совсем другую форму, другие условия (взаимного наслаждения от контакта). Не хочу делать преждевременных выводов, но уж очень сильно напрашиваются здесь слова из Св. Писания. Быт. 3:6 “И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому, что даёт знание”. Обратите внимание на значение слов “приятно для глаз и вожделению”, потому что даёт знание, ведь это один к одному соответствует термину “любовь к мудрости”. Так что, произнося наше определение, мы должны учитывать “брачный союз” человека и мудрости, который и даёт запрашиваемые знания.

Практика жизни философов подтверждает, что занятия философией – это не просто своеобразная работа, это нечто большее, требующее определённого посвящения. Огюст Конт – французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии, философию воспринимал как религию. Он мечтал о времени, когда будет произносить проповеди в одной из крупнейших церквей Парижа. Немецкий философ Людвиг Фейербах также считал, что философия заменяет религию. Краеугольным камнем “философии жизни” Ницше явилось положение, в котором указывалось, что искусство неизбежно корректирует и дополняет науку, ибо в исследовании натыкаемся на то, что невозможно рационально познать. Не правда ли интересное замечание?

Так что, понятие философии не так просто, как оно может показаться вначале и в то же время не стоит преувеличивать, а, тем более, бояться сверх сложности этого понятия. Ибо написано: “Помыслы в сердце человека – глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их” (Притч. 20:5). Поэтому со спокойным сердцем и полной уверенностью в том, что Бог поможет нам в понимании, приступает к рассмотрению природы философии.

Наивно думать, а для людей верующих это преступно, что философия всего лишь продукт напряжённого труда разума и чувств человека или, что это всего лишь совокупность научно-теоретических знаний о действительности. Аристотель ввел два названия “первая философия” и “вторая философия”. Вторую философию он ещё называл “физикой”. Что касается “первой философии”, то впоследствии она будет называться метафизикой (то, что после физики). По существу это наука об умопостигаемом, т.е. о том, что находится за пределами нашего опыта, за пределами видимой природы. Платон, который верил в переселение душ, суть познавательного человеческого процесса связывал с кратким пребыванием (между переселением) в “занебесьи”, где идеи пребывают в чистоте и незамутнённости. Познание, считает Платон, - это припоминание истины, которую душа созерцала, пребывая в “мире идей”. Далее, с помощью логики, постигаются другие истины. Выше упомянутый Людвиг Фейербах, свой рабочий кабинет называл “колыбелью своих духовных порождений”.

Во всех этих примерах прослеживается очень чёткий и ясный намёк на духовные (мистические) начала философии. Естественно, вскользь упомянутое слово не может послужить серьёзным аргументом, а вот существование конфуцианства – это уже неопровержимый факт. Философское течение во главе с его создателем обрело черты религиозного культа. Многие считают, что для дальневосточной цивилизации Конфуций примерно то же, что для мусульманства – Мухаммед или для христианства – Христос. Ещё более откровенную религиозную окраску имеет буддизм. Это течение так и именуется религиозно-философским течением. То, что здесь знание имеют мистический характер, не вызывает никакого сомнения. “Будда” в переводе с санскрита значит “просветлённый”, “пробуждённый”. Сиддхартх стал “Буддой” после длительного самоистязания: решив раскрыть загадку страданий, он сорок девять дней просидел под смоковницей, не потребляя пищи и задерживая дыхание. И в результате ему что-то открылось. Йога, медитация, аскетизм – всё это инструменты для приближения к истине.

Мистицизм брахманизма также виден невооружённым глазом. Брахма в древней мифологии – высшее божество. Брахманами называется одна из крупнейших высших каст Древней Индии. Брахманы в переводе на русский язык, буквально, “толкование высшей сути”. Сии подготовили следующий этап философской традиции и в то же время были распространителями суеверий, многобожия, веры в демонов, злых духов, в “закон возмездия”, приносили жертвы богам и поминальные приношения предкам.

Веданта, наиболее влиятельная из ортодоксальных древнеиндийских религиозно философских систем, требовала, чтобы ученик покорно следовал за учителем, посвящённым в её мудрость, упражнялся в постоянном размышлении до тех пор, пока не достигнет непосредственного и постоянного созерцания истины. Логика этой школы вела сознание к мистике, созерцательности, отказу от активной внешней деятельности и к подчинению философской мысли религии.

Итак, с самого начала до наших дней философия имеет мистические корни, подтверждает это ещё и то, что на протяжении всей истории развития философской мысли она связана с религией. Древние мифы - ничто иное, как первая попытка разумно объяснить мир, согласно обстоятельств тех времён, и, вместе с тем, эти же мифы являлись законно правовой базой для религиозных культов, совершаемых в то время. Так стихии природы, окружающие вещи, растения, животных, человек делал с помощью своего разума объектом своего поклонения, целыми культовыми церемониями, обрядами, жертвоприношениями. Не случайно в те далёкие времена вавилонские, ассирийские, египетские храмы были одновременно и научными центрами, обсерваториями, а слово "жрец" было синонимом слову “мудрец”. Кстати сказать, мифы тех времён о происхождении земли и человечества ничуть не хуже версий, которые выдвигают современные учёные. Хотя бы популярная теория эволюционного развития мира, она уже присутствовала (может, только без такой систематизации) в мифах, где устанавливалась связь человека с животным, которого и почитали. Т.е. ясно прослеживается происхождение человека от животного и в мифе, и в теории Дарвина. Неправда ли интересное совпадение?

Так вот, продолжая мысль о связи философии и религии, хочу отметить, что знаменитый Пифагор создал свою школу после учёбы у египетских жрецов и восточных магов. Мистика у пифагорийцев сочеталась с логикой. Углы треугольника посвящали разным богам, каждое число имело мистический смысл, а не просто инструмент счёта. Демокрит, греческий натурфилософ, побывал у халдеев в Вавилоне, а также у жрецов в Египте. Есть сведения о его пребывании в Индии и Эфиопии. И он не исключение, т.к. каждый философ считал за необходимость поучиться у жрецов Вавилона, Египта, Индии, поучаствовать в религиозных церемониях. В дальнейшем в истории развития философии отмечается попытка уйти от мифов, которые сама и создала, т.к. они на фоне нового времени выглядели пережитком прошлого, и придать философии научный характер.

В какой-то мере это удаётся, от философии отпочковались различные области знания, превратившись в самостоятельные науки: физику, математику, астрономию, химию, биологию, историю, политическую экономию и другие. И все же явлений в нашем мире, которых нельзя постичь опытным путём осталось предостаточно, следовательно, и для философской мысли работы не поубавилось, и всё также не отходя далеко от религии. Философия сама создаёт религиозные культы, сама отказывается от них, придумывая нечто новое, или даёт новое истолкование старому в духе времени. Как в нашу повседневную жизнь вернулись и прочно утвердились в ней казавшиеся давно исчезнувшими суеверие, оккультизм, магия, спиритизм, колдовство, получив новую окраску? К ведьмам, бесам, домовым, присоединился “снежный человек”, лохнесское чудовище, полтергейсты, НЛО и т.д. Ну да это другая тема. В философии в общих чертах оно выглядело так. С приходом Иисуса Христа и в связи с Ним для философии настали не совсем сладкие времена. “Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божьей.… Не обратил ли Бог мудрость мира этого в безумие” (1Кор. 1:19-22).

“Ибо открывается гнев Божий на всякое нечестие и неправду людей, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге явно для них, потому что  Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: “Называя себя мудрыми обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся” (Рим. 1:18-23).

И так философия была уличена в преступлениях: она создавала идолов, давала лживое представление о мироздании, оправдывала и узаконивала безнравственность и преступность. Представьте себе, как недалеко был Фейербах, живший в 19 веке, от развратных оргий, происходивших в языческих храмах. Ибо считал, что основой подлинной религии является любовь к другому человеку. А поскольку наиболее интенсивно это чувство проявляется в половой любви, то это и есть истинное религиозное служение. Не это ли законное основание для безнравственности?

Так вот, с приходом христианства философия оказалась не в удел, но не надолго. Через некоторое время она входит в христианскую среду, как “служанка богословия”, впоследствии и до сегодняшнего дня именуется христианской философией. Обратите ещё раз внимание на тяготение философии к религии, так или иначе она имеет эту связь. Когда опять начался процесс отделения философии, как науки, от христианства, продолжались уже знакомые для нас процессы формирования новых культов. Что ни говори, но атеизм – это своеобразная религия, сюда же и коммунизм, и фашизм. Всё это является порождением человеческой мысли от контакта с духом времени и цивилизации. Именно такую задачу ставил перед собой каждый философ – слиться или хотя бы соприкоснуться с “вечным разумом”, с “духом эпохи”, с “духом предков” и “миром идей”, в результате получить некоторые знания. Все вы прекрасно понимаете, что за этими, казалось бы, абстрактными фразами стоит некая духовная реальность, это не пустые заявления. И Святое Писание придаёт этому обстоятельству особое место: “И вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили по обычаю мира этого, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления”(Еф. 2:1-2). Следовательно, “обычай мира” формируется от контакта человека и дьявола, он имеет двойную природу, а “князь, господствующий в воздухе”, не тот ли самый “вечный разум”, “дух эпохи”, на который так вожделенно смотрят философы и на который позарились богословы, отказавшись от Святого духа, Духа откровения и ведения.

Итак, мы постепенно начали рассматривать начало философии уже с позиции Слова Божьего. Если при рассматривании этого вопроса, исходя из истории философии, мы пришли к выводу о мистических корнях её, и установили её взаимосвязь с религией, то уже с этой позиции мы можем точно установить её принадлежность, как уже только что сделали. Ещё одно обоснование очень прямое и очень понятное (Иаков 3:13-17). Здесь даётся характеристика мудрости, сходящей с выше от Бога и другой мудрости, названной “земной, душевной, бесовской”. Принадлежность очень понятна и определяюща. А то ведь сегодня забывают, что мудрость может иметь бесовскую природу, а больше ориентируются просто как на человеческую. Так вот, глядя на жизнь философов, можно ли охарактеризовать их как высоконравственных людей (согласно Писания), чтобы Бог их мог использовать, как свои сосуды? Мало того, они и сами умалчивают о природе своей мудрости, тогда как пророки Божьи прямо заявляли “Так говорит Бог!”. И ещё, может ли мудрость Божья ошибаться и противоречить сама себе, может ли мудрость Божья сомневаться, а ведь даже существует заявление, что философия начитается там, где появляется сомнение. Может ли мудрость Божья создавать или объяснять идолы, как нечто стоящее или оправдывать преступление. Однозначно и категорически: НЕТ! Значит, философия имеет демонические начала. Я знаю, что многих такой вывод обескуражит: “Ну почему же так категорически, ведь есть что-то доброе?”

Во многих философских работах звучат термины, которые как бы подразумевают Бога. Сенека, к примеру, представитель стоицизма в своих работах озвучивает тему изначальной греховности человека.

Первое, что на это скажу: сколько ересей возникло в христианстве, а вместе с тем, там прямо фигурирует имя Бог и поставляется Его Всемогущество. Для дьявола вполне допустимо некоторое количество  правды, которое тщательно смешивает с ложью. Тогда как в глазах Бога это недопустимо “Мёртвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника” (Ек.10:1) или “что общего у света с тьмою?”(2Кор. 6:14). Тот же Сенека на ряду с признанием изначальной греховности человека считает самоубийство способом соединения с Богом.

Второе. Есть так написано: “и бесы веруют и трепещут” (Иаков 2:19). Важно не признание Бога, что Он существует, важно признать Его своим Господином и только Ему служить.

Третье. Есть ещё такое слово: “сам сатана принимает вид ангела света” (2Кор 11:14-15). И вот, чтобы смутить и погубить сатана может выступить в роли мудрости и “просвещать” своих рабов, якобы разумно понимать всё происходящее вокруг.

Несовместим с мудростью “исходящей свыше” ещё один момент. “Мудрость мира этого есть безумие пред Богом, как написано, уловляет мудрых в лукавстве их” (1Кор. 3:19). Мы уже отмечали, что философские наработки, те или иные философские позиции не выдерживали испытания временем и терпели крушение. В философии уже сложилась целая схема: появляется теория, идёт её разработка, через некоторое время обнаруживают её несостоятельность, выдвигают новую теорию и возвращаются на круги своя. Итак, если сами философы обнаруживают глупости в своих философских трудах, то, как это в глазах Божьих. Может ли такое быть в плодах, которые появились от Господней мудрости? Категорически нет! Значит здесь след “бесовкой мудрости”.

И последнее. “Мир своею мудростью не познал Бога” (1Кор. 1:21). А почему не познал, что, это сложно? – Нет. “Ибо невидимое Его, вечная сила, сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы” (Рим 1:20). И потому не познали Бога, что “хозяину мудрости” это не выгодно,  и он увёл рассматривающих творение в “умствование”. И вообще, приводила ли в истории какая философская школа к поклонению Живому Богу, Богу Яхве? Видела ли она только в Нём Истинного Бога? Нет! А вот культов возникло очень много с её помощью. И то, что надпись на Голгофском Кресте была на Еврейском, Римском и в том числе на Греческом, говорит, что свою лепту в убийство Иисуса Христа вложила и философия. Ведь от Греции тех времён она просто неотделима. В ранней христианской истории известно какая агрессия исходила от гностиков. То есть, не то, что подводила к Богу, а откровенно уводила от Него. И всё из-за того, что её “хозяину” это не выгодно, иначе как объяснить?!

И вот с такой характеристикой, с такими плодами, но в связи с тем, что содержит в себе некоторый познавательный инструмент, имеет хорошую базу специфических терминов, огромный багаж опыта и уже разработанных познавательных систем философию принимают в богословие, для того, чтобы с её помощью толковать библейские истины. Ох, до чего коварно! Представьте себе: разбойника, с большим опытом убийств, разбоев, афёр приглашают в правоохранительные органы для того, чтобы вершить правосудие. Или мясника приглашают лечить больных с его инструментом и знанием анатомии. Не тоже ли самое здесь на такую ответственную платформу руководства по спасению душ человеческих, где эксклюзивное право принадлежит Духу Святому, была приглашена мудрость с дьявольской репутацией.

Ну да ладно, обо всём по порядку, как всё происходило.

Как мы уже выше отмечали, учение Иисуса Христа, проповеди апостолов, Евангелие пролили свет на философию. Первое, самое важное в этом, это то, что был произведён водораздел между мудростью, “сходящей свыше”, и  “бесовской”, с подробной характеристикой той и другой. Ведь такого деления не было, и никто не задумывался о её происхождении, а над всеми мудрецами пребывала таинственная аура неподсудности. Теперь же проповедниками Евангелия эта пелена таинственности была снята. Отметим смелость и даже некоторую дерзость заявлений по адресу “языческой мудрости” и её представителей: “называя себя мудрыми обезумели… уловляет мудрых в лукавстве их” (Рим. 1:19-22). “Смотрите, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением” (Кол. 2:8). Представьте себе, это говорится на самых мудрых людей общества, которых весьма почитали. Философы, слыли в обществе, как великие мыслители и мудрецы, а здесь мудрость - безумие, “называя себя мудрыми … обезумели”. Впоследствии, даже признанные апологеты христианства: Юстин, Тертуллиан, - не были так категоричны и так принципиально беспощадны по адресу философии. Настолько благоговели тогда пред мудростью языческой, настолько в неподсудном она положении находилась (в принципе также как и сегодня). И вот эта лояльность (Юстин, не отрицал права называться ей мудростью, он считал, что она всего лишь низшего порядка; Платон и стоики близки к христианству, ибо черпали свою мудрость в Библии) создала предпосылку для занятия философией служебного положения в богословии и в христианском служении. Но ещё раньше первый задел в этом направлении сделал Филон Александрийский. Он считал, что для экзегезы (толкования) Священного Писания нужна с одной стороны – божественная благодать, с другой стороны – знание философии и свободных наук, таких как грамматика, риторика, геометрия, астрономия. И метод аллегорического истолкования античной мифологии и “священных писаний” греков был применён на Священном Писании (сравнили мифы со Словом Божьим). Если это всё были предпосылки, то “законное обоснование” для присутствия философии как служанки богословия дал Климент Александрийский. В ней он увидел инстанцию, которая может рационально объяснить веру, детоводителя ко Христу. Философия для греков, что закон для евреев. Касательно Закона известно, что Он дан Богом, а философия? Именно благодаря Клименту был достигнут синтез античного разума Ветхозаветного откровения. Таким образом, было признано родство между Божественной мудростью и человеческим разумом, вопреки прямому Слову Бога. “Мои мысли – не ваши мысли, не ваши пути, пути Мои – говорит Господь”. (Исаия 55:8-9).

В дальнейшем внедрении философии, её принципов, подходов, методов стало делом времени. В зависимости от наличия в той церкви Богооткровенных людей, которые видели в ней бесовскую сущность, и всё же она целенаправленно проникала во все области христианского служения, во все уголки бытия верующих людей, оттесняя “Дух премудрости и откровения, Ведения и Благочестия”, занимая центрально определяющее место в богословии и устанавливая там свой диктат. Какие последствия этого проникновения – это хорошая тема для целой работы, но факт того, что её удостоили официального статуса “христианской” и то, что такая консервативная конфессия, как Южная Баптиская Конвенция, говорит о её признании и реальной силе в христианском обществе (заставить совместить несовместимое – это показатель власти), и сегодня врядли найдутся богословы, которые этот статус хотя бы подвергли сомнению касательно его законности, а вот защитников найдётся чрезвычайно много. Цель этой работы есть как раз поставить философию вне закона: не имеет она права присутствовать в богословии, Божье Слово такого права не даёт, а человеческие выдумки, натяжки, домыслы не являются законом. Более того, её присутствие в христианском служении преступно по нескольким статьям:

1.   Признание философской мысли, как авторитетной инстанции, способной даже толковать Слово Божье, является, своего рода, преклонением пред человеческим разумом, который как бы выше или на одном уровне с Божьей мудростью. Это есть идолопоклонство, что Господь запрещает (Втор.5:6-10).

2.   Использование философии в богословии и в служебных целях является преступлением против Духа Святого. Ибо написано: “Духа не угашайте”. (1Фес. 5:19). У Духа Божьего достаточно сил и возможностей, чтоб без чьей-то помощи осуществить обетование, оставленное Иисусом Христом “Утешитель же Дух Святой, которого пошлёт Отец во Имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам”(Иоанн.14:26). “Когда же придет Он, Дух Истины, то наставит на всякую истину”(Иоанн. 16:13).

3.   Использование философии в служебных целях в богословии – преступно, ибо это нарушает веление Господне “не приносить чуждый огонь при служении пред Господа” (Левит. 10:1-5). Бог в Своём слове дал определение о вселенной, о человеке и о Боге, Который над всем этим. Сатана через философию предложил свою трактовку мироздания. Философия и глагол Божий несовместимы, ибо исходят из противоположных источников: глагол Божий – с неба, философия – из ада.

Все три факта нарушения Господнего Закона несут за собой тяжёлые последствия. Обожествление человеческого разума навлекает на себя проклятие “Проклят человек, который надеется на человека” (Иерем.17:5). “Проклят, кто сделает изваянный или литый кумир…”(Втор.28:15). Преступления против Духа Святого находится рядом с грехом, который не прощается: “Хула на Духа не простится” (Матфея. 12:31). Именно так может  расцениваться “угашение Духа”. Наглядный пример последствия принесения пред Бога чуждого огня показан в той же 10 главе книге Левит. Поражение Надава и Авиуда огнём прямо на святом месте, должно заставить задуматься всех совершающих богослужение, всех пасторов, проповедников, учителей, руководителей и преподавателей семинарий об ответственности  за огонь, используемый при служении. Факт присутствия философии в богословии не должен оставить равнодушным никого, кто любит Бога, кто ратует за чистоту и святость, кто хочет приносить жертвы угодные Ему, кто, в конце концов, не хочет получить бич и проклятие от Бога на себя и на вверенную Им же паству. В милости Своей Бог сегодня предоставляет шанс каждому служителю изгнать из своего служения, из апартаментов церкви, из всей христианской жизни дьявольскую прислужницу – философию, пройтись со светильником Духа Святого, обнаружить и очистить от всякой скверны жертвенники, устроенные для Бога, и изгаженные незаконным присутствием и деятельностью этой блудницы (философии). Кто Господень, совершите сие, и да поможет вам Бог.

АМИНЬ.

Недостаточно прав. Чтобы комментировать - зарегистрируйтесь на сайте.

Авторизация

Заявка на регистрацию