Каждый человек должен знать, что Иисус Христос есть Господь, Царь и Спаситель всех людей, «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано»; «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено»; «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».


Лосникова Д.А.

Неоценимая важность воспитания детей

Может быть не совсем обычно прозвучит начало статьи о важности воспитания детей, но все же хочу начать ее со слов апостола Иоанна о Суде Вечном, о Вечности, т. к. стою на позиции, что с Вечностью нужно связывать всю жизнь человека. В том, как наши дети ее проведут, одну из решающих ролей играет воспитание.

«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем , от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим, и смерть и ад повержены в озеро огненное. Это - смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. Я Иоанн видел и слышал сие» (Откр.20:11-15; 22:8). 
Задрожала земля и бежало море, и небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих от грозного могущества Бога, грядущего судить Землю. И поражена была третья часть солнца и луна померкла, и третья часть звезд пала с неба и не дала света своего. Вот, на небе, пред взором всех присутствующих, располагается Великий Белый Престол и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. На престоле – Сидящий. Все люди видят Его. Он подобен Сыну Человеческому, облеченный в длинную священническую одежду, опоясанный золотым поясом. Волосы Его ослепительнее снега, лицо Его, как солнце, сияющее в силе своей, озаряет всю Вселенную. Некоторые люди с радостным ликованием идут навстречу этому свету, а другие в страхе прячутся, но их настигает взгляд очей Его, которые, как пламень огненный, пронизывают каждую душу до самых тайных ее глубин, ничто не может укрыться от их взгляда. Из уст Его выходит острый с обеих сторон меч, что есть Слово, которое праведно судит каждого по делам его, и голос Его громогласен, как шум вод многих. От престола исходят молнии и громы, и гласы, и посреди престола, и вокруг престола стоят четыре животных. И каждое из четырех животных имеет по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет!» В радостном послушании, в священном благолепии преклоняются пред Владыкой все Ангелы Божии, во всякое время готовые исполнить Его волю и взывая друг ко другу, говорят: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!»
Люди присутствуют здесь в великом множестве. Все: и мужчины и женщины, и малые и великие, и знатные и неизвестные, и богатые и бедные, по очереди подходят к Белому Престолу, а дела их неотступно идут вслед за ними. Владельцы добрых дел идут с достоинством, подняв свой взор на своего Господина. Напротив, у тех, у кого дела были злые, идут, понуро опустив свои головы, потому что дела их свидетельствуют о них. И каждый может видеть их. И судим каждый по делам своим.
Решающее значение имеет книга Жизни. По распоряжению Судии Ангел ищет в этой книге имя человека, пришедшего на суд. Если человек записан в Книге Жизни, то ангелы отводят его по правую сторону от Белого Престола, а если не записан, то - по левую. Справа открывается вход в Небесное Царство, хотя доступ туда открыт только избранным, но все имеют возможность видеть происходящее там. А там, действительно, открывается дивная картина. За жемчужными вратами располагается город, улицы которого из чистого золота. От престола Царя исходит река воды жизни, светлая, как кристалл. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, располагается древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. И ночи там нет, ибо Господь Бог освещает город тот. Там живут люди, все они в белоснежных одеждах, лица их, как бы озаренные сиянием, некоторые из них приходят к воротам встречать новых пилигримов, входящих в Святой Град. Это воистину радостнейшие встречи. Многие из них держат в руках музыкальные инструменты и, подобно ангелам, поют хвалу Иисусу Христу, Который является Царем этого золотого города. Сам Христос в ответ с любовью, нежностью и особым почтением встречает таких людей, утирая страдальцам слезу. Они, это очевидно для всех, являются для Него долгожданными друзьями. Ангелы, получившие особое распоряжение относительно этих людей, встречают их с большой торжественностью, с тимпанами и ликами, с пением наивысшего мастерства. Каждому из них вручаются венцы, как победителям, как наследникам Великого Царя. С особым торжеством и благоговением звучит голос Небесного Судьи: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира и царствуйте со Мною во веки веков».
Совсем другая картина открывается по левую сторону от Сидящего на престоле. Страшная бездна, дышащая огнем, приготовлена для тех, кто во время жизни на земле отверг Бога, Царя Вселенной. Там люди не встречают друг друга объятиями, ужас читается в их глазах, со страшным воплем они рвутся назад, когда открываются для них врата бездны, откуда слышится злорадный дикий хохот дьявола, который увлек их когда-то. Там царит дикое злорадство о каждой обманутой человеческой душе. Особо душераздирающая картина встает пред глазами, когда родителей разлучают с детьми, мужа с женой. Они в страхе протягивают друг другу руки, но уже ничего нельзя изменить.
Вот подходит к трону Господню богатый молодой человек. «Я много доброго творил, - оправдывается он, - я благотворительностью занимался, я помогал детским домам, детям-инвалидам...» «Ты отверг Меня, когда Я сказал, оставив все, следовать за Мною. Тебе богатство твое дороже Меня. Ты хочешь вот этими делами оправдаться? Нет такого человека на земле, который мог бы оправдаться своими делами, отвергнув Христа и Его спасительную благодать». И ангелы отводят его по левую сторону.
Следующей подходит к Богу женщина, которая с детства посещала церковь, но, к ее большому удивлению и недоумению, ее имени нет в Книге Жизни. Из уст Сидящего на престоле вышел меч и звучат страшные разящие слова, которые она читала с детства в Библии, но совсем не относила к ним себя: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». «Господи! Я ведь молилась тебе, я в церковь ходила, я добро творила...» - заплакала женщина. «Ты имела пустое благочестие, и показатель того – твои неверующие дети». И Ангелы также отводят ее по левую сторону.
Многие и многие, в числе которых, к страшному ужасу, были и дети верующих родителей, оказались вне спасения Божья. Они с криком и воплем встречали свой приговор, с неподдельным упреком бросая взор своим родителям, священникам, пастырям, учителям и наставникам, которые не научили их святой праведной жизни на земле, но попустительствовали их беззакониям, лени и беззаботной, вальяжной жизни. Теперь настал час расплаты.
Говоря о Суде Вечном, мы представляем там кого угодно, но только не себя, не своих детей, не родных, не знакомых. Там будет кто угодно, только не я и не они. Даже, порой, слова о Суде воспринимаются просто, как сказка, как нечто далекое и нереальное. Так думают беспечные и неверующие люди, обреченные на смерть, участь которых в гиене огненной. Они сами так живут, приготовляя из себя пищу для огня, и детей своих также готовят к тому же. Поэтому я хочу поставить вопрос прямо: «Воспитываем ли мы своих детей с учетом Вечности?» 
Очень важно то, какими наши дети вырастут: злыми или добрыми, ленивыми или трудолюбивыми, честными или обманщиками. Кто-то сказал: «Посеешь мысль - пожнешь поступок, посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». И это условие начинается с раннего детства и зависит от матери, точнее - от ее воспитания. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет» - говорит Господь (Притч.22:6). Наш характер, а отсюда наша жизнь определяется воспитанием, оно формирует нашу будущую жизнь не только на земле, но и в Вечности. Педагог-христианин Я. А. Каменский говорит: «Насколько верно то, что пребывание во чреве матери есть приготовление к жизни в теле, так верно и то, что пребывание в теле есть приготовление к той жизни, которая следует за этой настоящей жизнью и будет продолжаться вечно. Счастлив тот, кто из чрева матери вынес хорошо образованные члены, в тысячу раз счастливее тот, кто унесет отсюда хорошо образованную душу». Людей, не подготовивших к Вечности свои души он сравнивает с выкидышами.
Зная печальную участь, чтобы народ Его не оказался вне Бога, а, значит, вне спасения, Господь очень настойчиво повелевает воспитывать детей: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими.
И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих... Дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдал ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои» (Втор.6: 5-9, 2).
Здесь Господь приказывает народу Своему целый день воспитывать детей: в работе ли, за столом ли, ложась спать или просыпаясь утром, говорить и внушать детям Божьи заповеди, чтобы это был центр их жизни, критерий оценки всего, что происходит вокруг. Чтобы Заповедью руководились их руки и не сотворили греха, чтобы взгляд был лишь в верном направлении, чтобы весь дом и все что в нем, все бытие его было освящено Заповедью Господней, чтобы руководствоваться Законом во всех путях своих.
Господь повторяет это повеление родителям и в Новом Завете: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4). Поэтому, как еще подчеркнуть важность, если Сам Бог дает в этом плане повеление? Не учит ли тому еще сама наша жизнь? Если внимательно подойти, то можно увидеть, что само слово воспитание скрывает в себе такое понятие, как «питание». В таком случае, и это будет намного легче для нашего восприятия, мы, говоря о воспитании, будем подразумевать и это значение слова. Воспитать - это значит напитать ребенка некоей пищей, чтоб взрастить из него достойную личность.
Пример земледелия. Понаблюдайте за людьми, которые трудятся на поле и вы многое для себя откроете. Чтобы вырастить, например, огурцы, заботливые хозяева вначале огород удобряют и вспахивают, затем приготовляют грядки, следят, чтобы земля была рыхлая, наполненная влагой. Но этого мало, нужно приготовить семена. Берут семена и помещают в воду, чтобы они в тепле проросли, некоторые земледельцы затем кладут их в холодильник на короткое время, для закаливания, чтобы сделать их выносливыми в отношении заморозков. После этого высаживают их в разрыхленную и приготовленную почву. Но так как растение очень нежное, многие его садят под пленку, чтобы обеспечить теплом для хорошего роста. Теперь под таинственным взаимодействием земли с семенем происходит рождение новой жизни. Материнским теплом земли окутанное семя быстро дает первые ростки. Если пригрело солнышко, то заботливые хозяева раскрывают своих «питомцев» навстречу ему, чтобы они набирались жизненной энергии. Если холод, то их накрывают, словно маленьких ребят. Если же погода засушливая, то их поливают, чтобы растения не погибли. Но погода - это не единственный фактор для успешного урожая. На любимое растение наступают сорняки. Их не нужно сажать, поливать, охранять от непогоды, они на удивление выносливы и растут с такой силой и скоростью, что непременно заглушат посаженное растение, если его не защищать. Потому трудолюбивые заботливые хозяева обязательно пропалывают свои грядки, удаляя сорняки. Когда первые росточки окрепнут и дадут отростки, то их подвязывают, лишние пагонки удаляют. Воздух поступает к листочкам со всех сторон, обогревает солнышко и появляются первые цветочки, которые опыляются, и завязываются плоды. Как приятно хозяевам видеть эти первые крепенькие маленькие нежно-зеленые огурчики, которые аппетитно привлекают к себе. Длительная забота земледельцев увенчалась хорошим урожаем. Теперь давайте посчитаем, как многое они в себя впитали, чтобы стать такими: удобрение, причем специально подобранное, тепло, влагу, воздух, солнечный свет и заботу человеческих рук, которые обеспечили необходимые условия для роста культуры. И, если, чтобы растение выросло и дало добрый плод нужно вот так ухаживать, приложив сердце, не тем ли более при взращивании детей?
Пример медицинского внимания ребенку.
Медицина, в отличие от педагогики, начинает заботу о ребенке буквально с первых дней его жизни. Беременную женщину ставят на учет в женской консультации, где осуществляют постоянный контроль за ее физическим состоянием. Ей дают рекомендации по поводу правильного питания, режима сна, труда и отдыха. Каждые две-три недели при посещении врача женщине измеряют давление, фиксируют ее вес. Отмечают время первого шевеления плода, исследуют его положение в утробе матери, контролируют состояние здоровья матери и ребенка при помощи различных анализов, обследований, вплоть до самых родов. Если есть отклонения в здоровье, то назначается соответствующее лечение. Роды осуществляются в специальных операционных, при наличии реанимационного оборудования, со всем необходимым арсеналом лекарственных средств, чтобы, при случае, оказать матери и ребенку необходимую помощь.
Когда рождается ребенок, то из стерильной среды утробы матери он попадает в новый мир, где даже при стерильности операционной на него устремляются сотни тысяч бактерий и микробов. Но Господь устроил так, что тут же включается вся иммунная система маленького организма, чтобы обеспечить ему жизнь. Медицина также предусматривает ряд профилактических мер для защиты организма ребенка от таких болезней, как туберкулез, для этого при рождении делают ему прививку БЦЖ, в связи с учащением гепатита B и C, новорожденным начали делать прививку от гепатита. Многим детям сохранила жизнь прививка от дифтерии, столбняка и т.д. При рождении ребенок должен адаптироваться к внешней среде, ему жизненно важно начать дышать, затем должен начать функционировать желудочно-кишечный тракт. Ребенку требуется грудное молоко, чтобы обеспечить рост и развитие физическое. Со временем требуется введение прикорма, чтобы согласно возрасту обеспечить организм нужными полезными веществами. На протяжение младенчества, детского дошкольного и школьного периода осуществляется медицинский контроль над его здоровьем, чтобы вовремя провести профилактические мероприятия и предотвратить болезни. Порой, восхищаешься настойчивой внимательностью врачей и медсестер, которые напоминают мамам, чтобы вовремя привели ребенка на очередную прививку, сдали анализы и т.д. Не возьмут ребенка ни в детсад, ни в школу, если он не пройдет обязательный медосмотр.
Во всем этом внимании преследуется единственная цель: вырастить физически здорового гражданина общества. Подобным образом следует подойти и к воспитанию, чтобы взрастить полноценную личность для своей страны, в нашем случае с учетом Вечности. Факт остается фактом, что даже при самом внимательном отношении к здоровью, тело, здоровье—временно, а душа – вечна. Тело дано для жизни на земле, чтобы при помощи его приготовить к Вечности душу. Переходя к следующему разделу, необходимо обозначить, и у нас для этого уже есть достаточно доказательств, что питание есть физическое и духовное.
Теперь поговорим о важности воспитания, исходя ещё из такого ракурса. Человек - существо общественное, и общество его под себя формирует. Интересно, что были случаи, когда человеческих детей, волей судьбы оказавшихся без человечества, вскармливали дикие животные. И те вырастали со звериными привычками: передвигались на четверых конечностях, рычали, как звери, т.е. они впитали все то, чем жило звериное общество. Адаптироваться в человеческом обществе им уже было крайне сложно, процесс перевоспитания для человека крайне сложен.
Приходилось слышать следующую историю. К одному серьезному педагогу пришли родители на предмет рекомендации по воспитанию ребенка. Он спросил у них: «Сколько ему?» В ответ услышал: «Год с половиной». На что было сказано: «Вам нужно было приходить ко мне полтора года назад. Слишком много уже упущено». Поговорка «жизнь научит» не выдерживает никакой критики. Скорее, жизнь проучит или поставит оценку личности, которую мы вырастили.
Кто-то мудро подметил, что если не занимаются воспитанием родители, школа, то это делает улица. Для наглядности, чтобы лучше понимать важность воспитания, давайте проанализируем результаты такой работы детдомов, приютов. Во-первых, характер у детдомовских, как правило, резкий, грубый, у них очень мало нежности, ласки. С ними так обращались и они это впитали, как норму жизни. Во-вторых, вкусив предательство в начале своей жизни, они никому не верят. В-третьих, сколько выходцев из таких заведений пошли преступным путем, не найдя своего места в жизни. И, таким образом, отсутствие родительского воспитания чревато тем, что дети растут ущербными, не подготовленными к жизни. Что уже говорить о бездомных детях? Как и чем питает их улица, что они очень успешно пополняют ряды криминальных структур, вам наверняка известно.
В последнее время начали обращать внимание на то, что представляет собой сегодняшнее телевидение с изобилием рекламы пива, сигарет, откровенно развратных фильмов со сценами насилия и убийств, какой след остается в душе ребенка, каждый день видящего это развратно-кровожадное месиво с экранов телевизоров. Какой нравственный облик героя нашего времени в газетах и журналах, которому наши дети подражают? Хотим мы или нет, но при отсутствии нашей нормальной заботы о воспитании, формирует наше потомство современная мода, огромная роль, в которой отводится компьютерам. Игры, интернет, со всевозможными услугами, не без разрешения родителей, воспитывает агрессию, эгоизм, отчужденность у нашего молодого поколения. Хотим мы или нет, но выбор такой: оставить наших детей на произвол судьбы, как наиболее вероятную пищу для вечного огня или воспитывать их в учении и наставлении Господнем, как личностей. Изберем лучшее, чем и прославим нашего Господа и Спасителя.
Первая роль в воспитании детей принадлежит матери.
Теперь мы вплотную подошли, к нашей материнской миссии. Никто, думаем, не будет оспаривать нашего первеющего права в воспитании наших детей с учетом Вечности, разве только мы сами пренебрежительно отнесемся к этому ответственному и славному уделу. Мы, матери, имеем честь в благородном формировании наших детей заложить первый камень. Дело в том, что еще внутриутробно ребенок настолько связан с матерью, что от нее зависит его жизнь. Если женщина съест какой-то недоброкачественный продукт, то ее состояние тут же отразится на организме ребенка. Господь положил ответственность за воспитание на плечи женщины с Едема: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей...» (Быт.3:16). В Новом Завете это условие утверждается, даже спасение ставится в зависимость от рождения детей: «Впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим.2:15). Рождение детей рассматривается в Библии не просто как физический процесс, но как процесс воспитания и становления их в людей, достойных Господа, подобно Моисею, Самсону, Самуилу, Давиду, Иоанну Крестителю, Тимофею... Все эти великие Божьи мужи первый благодатный импульс в воспитательном процессе получили от своих богобоязненных матерей.
Мать носит ребенка под сердцем с самого начала его жизни, потому именно мать является первым его воспитателем. Духовное состояние матери, в которой развивается дитя непременно сказывается на нем. В Библии достаточно мест, подтверждающих это условие. «На Тебе утверждался я от утробы; Ты извел меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет» (Пс.70:6). «С самого рождения отступили нечестивые; от утробы матери заблуждают, говоря ложь» (Пс.57:4). С первых страниц Евангелия пред нами предстает святое материнство «Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лк.1:15). И Марии, матери Господа, и Елизавете, матери Иоанна Крестителя было доверено рождение в связи с праведной и благочестивой жизнью. В Новом Завете преизобилующая благодать в полной мере предназначена каждому ребенку, рожденному в христианской семье, даже если один из родителей неверующий (1Кор.7:14). Это делает воспитательный процесс, при должном подходе, гарантировано-успешным, хотя само воспитание не ликвидируется, что важно всегда помнить. Насколько наш дух расположен, чтобы контактировать с Духом Божьим, настолько наш ребенок на интуитивном уровне впитывает благодатную пищу для души. Нет нужды верно ходящим пред Богом матерям сильно переживать за своих детей, потому что благословение на их детях до тысячи родов. В благодати, которой ходите вы, будет находится и ваш ребенок в период беременности и младенческие годы, которые законно на материнской ответственности. Впрочем, если глубже проанализировать, то невидимой духовной пуповиной, чрез которую происходит питание, родителей с детьми, мы связаны и во взрослом состоянии, будучи на порядочном расстоянии друг от друга. Матерей, которые несут служение и у них очень мало остается времени для своих ребят, хочу ободрить, что благодать будет питать ваших детей, не переживайте больше, чем это необходимо, ведь Бог все видит. Заботьтесь о Божьем, а Он позаботится о ваших детях. Это первое.
Ликвидируйте в своем сознании такое понимание, что ваш ребенок такой вредный, непослушный родился и с ним ничего нельзя сделать, что у него такой неисправимый характер. Воспитание это есть то, что преобразует вашего ребенка, а вы станете кузнецом его успеха, что выделит вас, для признания вас, как заслуженного человека. Это второе.
И, таким образом, перед нами вырисовывается многоуровневая значимость воспитательного процесса. Для самого ребенка, для матери, для семьи, для общества, церкви, государства и его будущего и самое главное - для Бога.
Да поможет Господь успешно пройти всем матерям свое поприще! Аминь.
Лосникова Д.А. при консультации с пастором Дымарчуком Я.С.

Недостаточно прав. Чтобы комментировать - зарегистрируйтесь на сайте.

Авторизация

Заявка на регистрацию