Каждый человек должен знать, что Иисус Христос есть Господь, Царь и Спаситель всех людей, «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано»; «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено»; «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».


Статьи

Статья "Ноеминь"

Содержание материала

«И возвратилась Ноеминь, и с нею сноха её Руфь Моавитянка, пришедшая с полей Моавитских, и пришли они в Вифлеем» (Руфь 1:22).

В наше время нет ничего труднее, как писать Библейское назидание для женщины. И не секрет, что такого написано не так уж много. Отсутствие серьёзной сестринско-диаконисской работы в Церкви побудило на эти краткие размышления.

 

Есть в Библии книга, где с трогательной нежностью рассказывается об уникальной, великолепной женщине. Женщине, вошедшей в ряд славы родословной Иисуса Христа. Имя её Руфь.

 

Пылкость, жертвенность, простота, трудолюбие, послушание – вот не полный перечень свойств достойно ставшей прообразом Церкви Христовой. Но это чудное создание, этот благоуханный цветок святой красоты, имел своего воспитателя, своего ваятеля – Ноеминь. О ней и расположилось мне с вами порассуждать.

Книга Руфь начинается простым повествованием о том, что в одно время некто ушел из Вифлеема на поля Моавитские и там поселился. У него (имя его Елимелех) была жена Ноеминь и два сына - Махлон и Хилеон. Не думал глава семьи, что в чужой стороне его вскоре и похоронят. Это был явно человек оперативный на сиюминутную выгоду и ради неё не особенно дорожил и Землёю и Богом отцов. Он отрёкся и от имени своего Елимелех, что значит: «Бог есть Царь», и потому не мог жить в Моаве. Не Бог для него был Царь, а, фактически, выгода ему царь, и он прпропродемонстрировал это перед язычниками. И Бог поразил его.

Взяв себе в жены моавитянок, умерли и сыновья. Но жива осталась мать. Осталась она жива и в любви Богу, и к родному народу. Потому при первой возможности вернутся домой, она немедленно пошла в Вифлеем. Писание умалчивает, как Ноеминь отнеслась к решению мужа пойти на поля Моавитские. Слышны только его решения и его действие. Судя по тому, с какой непреклонностью Ноеминь пошла в родной город, можно предположить, что путь на поля Моавитские был для неё не радостный. Но Ноеминь не знала, что послана она туда Богом, чтобы из языческой среды, во знамение всему Израилю, взять женщину, которая стала для самой Ноемини лучше семи сыновей (Руфь 4:15), женщину, соучаствующую в рождении Иисуса Христа.

Благоговение Ноемини пред Богом Израиля вложило в сердца снох моавитянок Руфи и Орфы признание Израиля и Бога его. Ноеминь любила Бога своего и так сильно привязана была сердцем от юности, что сохранила эту любовь во всё время пребывания в земле Моавитской. И потому неистребимое влечение туда, где все благословляют Именем Бога Израилева, заставило её в преклонном возрасте подняться, оставить всё нажитое в Моаве и идти назад, к родному дому, родному городу, родному народу.

Иисус Христос говорит о людях: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:20). Ноеминь не только сама была глубоко верна Богу своему, но этой верностью очень ярко показала Бога своим невесткам. При беседе с Руфью Ноеминь одобрила, что Орфа ушла «к своим богам», но Руфь ответила: «Твой Бог будет моим Богом» (Руфь 1:16). Руфь отлично видела, что жизнь по закону Бога Израилева совершенно отличается от жизни поклонения богам Моава. Она рассмотрела, взвесила и избрала. Сумела Ноеминь показать Бога своего столь великолепно и убедительно. Я очень сомневаюсь, что Ноеминь специально учила невесток поклоняться Богу Израиля. Она жила в Моаве и там не было ни учителей Израиля, ни святилища. Бог Вечный был её личной святыней, её личной любовью. Это очень хорошо понимал апостол Пётр, когда говорил: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Петр. 3:15). Воистину тогда, когда человек святит (т. е. благоговейно любит) Бога в сердце, он сможет засвидетельствовать о Боге и словом, и делом. Такова была Ноеминь. Она была подобна Иосифу, который говорил просто: «Я боюсь Бога» (Быт. 42:18), и по этой причине он что-то делал или не делал. Его решения и поступки были удивительно хороши. Столь же хороши были поступки и душа Ноемини, так, что невестки не хотели расставаться с нею. Весьма много имеет силы просто любовь человека к Богу. Да, это и есть первая наивысшая заповедь Закона: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37, Втор.6:5).

Ноеминь любила и родной народ. Как только появился подходящий момент, она сразу отправилась в родной Вифлеем. Ей было тесно и неуютно в чужом Моаве. Она отлично знала, что её печальное вдовство будет встречено самыми разными пересудами. Она знала, что ждёт её там опустелый заброшенный дом после десятка лет. Очень может быть, что муж Елимелех, когда уходил на поля Моавитские, похвалялся своею возможностью именно так решить вопрос во время неурожая и голода в Вифлееме. А теперь она идёт к людям, которые вернут ей все это. Нет, ничто не останавливает её. Она охотно готова называться не почётной, счастливой «приятной» Ноеминью, но обездоленной, разорённой, мрачной, «горькой» Марою. Она на всё готова, лишь бы только быть среди родных лиц, родной речи, родных обычаев, родных Богослужений. У неё нет другой отрады, как быть среди своих. «К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним всё желание моё» (Пс.15:3). Сноха Руфь решительно говорит: «Твой народ будет моим народом». Это значит, Руфь принимает себе в удел народ Ноемини более, нежели народ Моава. Видимо, Ноеминь была уж очень приятной женщиной - еврейкой, что Руфь избрала народ Израиля себе в родной народ и пренебрегла кровно родным Моавом.

 

Недостаточно прав. Чтобы комментировать - зарегистрируйтесь на сайте.

Авторизация

Заявка на регистрацию